Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман Бжеский – прелюдия продвижения

Издательство «Темпора» представило сборник трудов выдающегося украинского политического и общественного деятеля, исследователя и публициста
1 июля, 2016 - 13:55

«Несколько чудаковатый, очень беспокойный и фанатичный эрудит», который был «прав во многих, многих случаях» — это речь о Романе Бжеском (23.03.1897 — 4.04.1982) — украинском политическом и общественном деятеле, исследователе, публицисте, по убеждению — радикального националиста. Оценка принадлежит Ярославу Дашкевичу, который считал, что творческое наследие Бжеского не утратило своего значения доныне.

На днях в издательстве «Темпора» был издан сборник трудов Романа Бжеского под общим названием «Прелюдія поступу (вістниківський доробок 1924—1934 років)». Составили книгу земляки автора — черниговские историки Владимир Бойко и Тамара Демченко. Издание рекомендовано к печати Ученым советом Института истории Украины НАН Украины. Прелюдия — потому что события столетней давности рассматриваются как начало длительного периода в украинской истории, смыслом которого была борьба за обретение и утверждение национального государства, мы также являемся свидетелями и непосредственными участниками одного из его этапов. Прелюдия — потому что решение проблем, с которыми столкнулся Роман Бжеский и его современники, отложилось на десятилетия, между которыми — море крови, страданий, героизма и многого другого.

Напомним, что Роман Бжеский родился в Чернигове, где еще в юношеские годы приобщился к украинскому национально-освободительному движению, в частности — Братству самостийников. Он — активный участник Украинской революции 1917-1921 гг.: глава местной милиции, инструктор Центральной Рады, боец украинских добровольческих отрядов, государственный служащий, дипкурьер, разведчик... Его друзья и приятели юношества — это Василий Элланский, Павел Тычина, Аркадий Казка... Между прочим, сюжеты, впоследствии штрихами воспроизведенные автором в воспоминаниях, стоят не одного остроприключенческого романа или телеленты на историко-патриотическую тематику. В межвоенный период Г. Бжеский жил в Кременце, где проводил просветительскую и публицистическую деятельность, печатался в «Літературно-Науковому Вістнику» и «Вістнику», стал последователем идей Дмитрия Донцова. Он арестовывался польской властью за принадлежность к украинскому националистическому подполью. В годы Второй мировой войны сотрудничал с газетой «Волинь». Впоследствии, уже в эмиграции — сначала в Германии, а затем (до конца жизни) — в США (Детройт, штат Мичиган), создал и собственными силами напечатал несколько десятков трудов преимущественно публицистического толка   — по истории Украины, литературоведению, политологии и философии. Будучи выходцем из Северо-Восточной Украины, долгое время пребывая в водовороте бурных политических дискуссий и событий, Роман Бжеский собственным жизненным путем объединил период Украинских освободительных соревнований начала ХХ в., межвоенный и период Второй мировой войны. Среди современников заслужил славу бескомпромиссного полемиста. Эта яркая незаурядная личность остается неоцененной должным образом в Украине.

Собственно, новая книга — это подборка трудов межвоенной эпохи (кременецкий период жизни), которые увидели мир на страницах вышеупомянутых журналов. Самый большой труд — «Згадки з минулого (1916—1921)», то есть воспоминания эпохи украинских национально-освободительных соревнований, правда, доведенные автором только до декабря 1918 г. Творчество автора в последующие годы, по мнению составителей, стоит отдельной работы.

Впрочем, когда работа над книгой уже завершалась, стало известно, что таки сохранились до сих пор недоступные исследователям части воспоминаний Характерника (псевдоним Р.Бжеского) о событиях в Украине начала ХХ в. Написаны они в последние годы жизни автора в США (Детройт); после его смерти, в силу семейных обстоятельств, в течение нескольких десятилетий пребывали вне досягаемости как жены, так и детей. Соответственно не нашлось никого, кто бы мог их проработать и опубликовать. Только в 2013 г. личный архив отца вернулся к его дочерям. Объем материалов и их состояние делают невозможными их быстрое обнародование — очевидно, речь идет о долговременной работе по подготовке к изданию, но некоторые доступные правки автора можно увидеть уже в сборнике «Прелюдія поступу».

Роман Бжеский относится к поколению, которое победители выбросили из собственной Родины, уничтожали физически, а тех, кто остался на родной земле, запугали. Советская власть, утвердившись на территории Украины, во внимание принимала, в первую очередь, политическую лояльность к режиму, преданность коммунистической партии и ее вождям, а не знание, умение, энергию граждан. Следовательно, сугубо украинская политическая и культурная деятельность возможна была только за пределами СССР, где эмигранты — надднепрянцы и надднестрянцы — объединяли свои силы для борьбы за независимую Украину.

Последний раз Роман Бжеский посетил родной Чернигов в конце августа — в начале сентября 1918 г., когда выступал на организованном «Просвітою» вечере, посвященном памяти гетмана И. Мазепы. Тогда юноша «підкреслив гарячу любов Мазепи до України і бажання її щастя», стремление «визволитись з залізних пазурів Москви». Понятно, что в советские времена власть сделала все, чтобы черниговцы никогда не вспоминали о своем выдающемся земляке. Сложно давалось его признание и в независимой Украине — только в феврале 2016 г., согласно распоряжению городского головы на выполнение законодательства о декоммунизации, в городе над Десной появились улица и переулок имени Романа Бжеского, а отныне с частью его большого творческого наследия может ознакомиться каждый желающий.

Наталья БОЙКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ