Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман от амнезии

Роман «Забуття» Тани Малярчук стал Книгой года по версии Би-би-си
15 декабря, 2016 - 10:03

И если выбор в интересах этой новинки для экспертов и книжных обозревателей ожидаем, то сама книжка в первую очередь задевает своей неожиданной темой и ее раскрытием.

Это уже седьмая книжка писательницы родом из Ивано-Франковска, которая несколько лет назад эмигрировала в Австрию. Среди других ее литературных наград — Kristal Vilenica-2013 (Словения) и литературная Премия имени Джозефа Конрада-Коженевского (2013).

«Забуття» — это роман-палимпсест, своего рода романизированная биография одного из самых великих украинских историков, философов и политиков ХХ века — Вячеслава Липинского, что проступает из сюжетной линии жизни нашей современницы, альтер-эго автора, ее истории, и из нутра всемогущего и неумолимого кита «(за)буття». Малярчук делает все, чтобы, местами в достаточно-таки эссеистическом стиле (и в целом эта книжка написана просто и реалистично), познакомить нас с самой фигурой — польским шляхтичем Вацлавом Липинским, который неожиданно решил стать Вячеславом Липинским и посвятить себя всего украинским истории и движению за независимость. И хоть много в Украине было смешанных благородных родов (вспоминается и о Кричевских, Выговских и др.), для которых национальность и религия очень часто становились делом исключительно политическим, и выбор в сторону более «слабого» с самого начала становился вызовом. Из него и начал Липинский свой осознанный путь, ренегатом — для поляков, феноменом — для украинцев.

Он пройдет перед нами от вдоха до выдоха, элегантный, влюбленный, трогательный, амбициозный и твердый в своей правоте, разуверенный и больной, забытый и снова объявленный. А с ним проплывет его время: революционное и решительное, преисполненное идеалистов и практиков — время мецената и издателя единственной разрешенной в 1906—1914 годах украинской газеты Надднепрянщины «Рада» Евгения Чикаленко, время политиков — Симона Петлюры, Виктора Писнячевского, Владимира Винниченко и других представителей УНР. Время непреодолимых в то время чахоток, санаториев, длинных товарищеских бесед и диктуемых преданному секретарю писем.

А рядом, то там, то здесь выныривая, будет существовать в «Забутті» линия пересказчика, чудаковатой женщины в поисках личного счастья, женщины, которая борется с паническими атаками страха, и между этим всем — исследует жизнь выдающегося историка. Такой прием создает зеркальную двойственность, сечение, которое дает возможность выписать полнее протагониста. Впрочем, и второстепенной роль нашей современницы не назовешь, это параллельные герои, как чаши весов, и в определенных моментах сложно сказать, кто о ком в действительности рассказывает.

Хороший роман может быть о чем-либо, но все же интригует: почему главным героем избран именно Липинский? И здесь может быть несколько собственно читательских, а не авторских объяснений. Во-первых, работая с актуальной сегодня темой тренда исторической памяти, украинский писатель имеет особенно широкий выбор, что ему, так сказать, «дороманизировать», как закрашивать на свой лад белые пятна истории, по-своему леча от амнезии затерянных архивов, отсутствия нормальной научной исторической базы. Поэтому, наткнувшись в старой газете на объявление о смерти «какого-то» д-ра Липинского, можно вытянуть на свет Божий целую его невероятную жизнь на фоне среды, страны, эпохи. Априори хорошая почва, тем более что и время только сейчас более-менее открывается для прочтения.

Во-вторых, выбирая героев, каждый автор будто расставляет систему радаров, через которые может транслировать свои главные послания. Здесь же Малярчук, живя в Вене, очень природно улавливает новое масштабирование событий. Это взгляд на Украину внешне, с (э)мигрантской стороны, из того более широкого географического ареала, который даст возможность лучше разглядеть как величину исторической фигуры, так и недостатки украиноцентризма: никто ничего о нас не обязан знать, насколько бы уникальными мы не были, пока мы сами об этом убедительно не расскажем.

Юлия СТАХОВСКАЯ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ