Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«С возрастом вкусы усовершенствуются»

19 мая, 2011 - 19:50
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Возвращение к книгам — своеобразное путешествие во времени, в свое прошлое (потому что это уже кто-то пережил до тебя — как писала Лина Костенко), в конечном итоге, вглубь себя. Собственно, так считают наши сегодняшние эксперты. Предлагаем их TOP-3/5 изданий, к которым они возвращаются.

Тарас ПРОХАСЬКО, писатель:

— Все больше отдаю предпочтение эссеистике. Из последних открытий — книга о Чехии — «Готтленд» Магиуша Шигела. Она поразила своим подходом — как можно выстроить взгляд на страну посредством человеческих историй. Также с большим удовольствием прочитал книгу «Другой мир. Советские записки» Густава Герлинга-Грудзинского. Это — потрясающий рассказ о сталинских лагерях. Кроме того, всегда нравится читать для настроения — любимого Чеслава Милоша, Игоря Померанцева, чьи произведения являются своеобразным тренингом для раздумий. Чтение для меня — ежедневная потребность. Часто я возвращаюсь к книгам: взял какую-то в руки, не понравилась, отложил, а затем спохватился — и к ней. Есть и такие, что читаю понемногу каждый день. Например, Монтеня. Время от времени люблю полистать путевые заметки «Дорогой на Бадабаг» Анджея Стасюка. Они для меня удивительные в том смысле, что места, о которых автор пишет, в действительности, мало отличаются одно от другого. Однако писатель привлекательно их описывает, «вытягивая» оттуда самое главное.

Также нравится Сергей Довлатов. С недавних пор приобрел его четырехтомник. Могу по рассказу читать каждый день либо через каждые 2 — 3 дня.

Для чтения нужно ли мне настроение? По-разному. С одной стороны, частенько беру какую-то книгу, заранее зная, чего хочу достичь. А бывает, не знаю. Тогда пробую, ищу.

Посоветовал бы ли я читателям «Дня» прочитать Тараса Прохасько? Честно говоря, да. Это — не наихудшая литература.

Я много думаю о вещах, связанных с духом и душой. Но есть ли это признаком моей духовности? Библию читал фрагментарно. Я никогда не чувствовал себя знатоком этой литературы. Но мне нравится перечитывать жития Святых. Очень люблю книги отцов Церкви. Особенно доверяю Августину.

Андрей МОСЮКОВСКИЙ, фотограф группы Тартак:

— В школе я практически не читал. А вот во время учебы в духовной семинарии читать приходилось много. Очевидно, это — богословская, философская литература. В частности, Библия. Некоторые отрывки из Святого Писания нужно было знать наизусть. Когда профессор интересно преподавал свой предмет, соответственно мы, семинаристы, активно участвовали в лекции. Если — нет, я читал соответствующие художественные произведения. Потом так же делал, будучи студентом юридического факультета.

Недавно думал о том, чтобы пересмотреть Библию, которая является весьма энерго- и смыслоемкой книгой. Особенно Ветхий Завет. В нем — много интересных историй, тем более, когда теперь за плечами у меня есть определенный жизненный и духовный опыт. Есть возможность разглядеть содержание с абсолютно незаангажированной точки зрения.

В действительности, книг, которые могу перечитывать по нескольку раз, не так много. Кроме Библии, Пауло Коэльо, например. Вспоминаю времена, когда в книжных магазинах интересовался произведениями автора, менеджеры пожимали плечами, мол, не знаем такого. Приходилось искать в интернете. Впоследствии на него в Украине был такой бум! Так вот, сюжеты произведений Пауло Коэльо часто перекликаются с библейскими. Например, в «Пятой горе» идет речь о пророке Илье. Собственно, писатель додумал его историю, ведь в Святом Писании об Илье сказано немного.

Когда-то мне очень нравился Любко Дереш. Тогда, когда он печатался в журнале «Четверг». «Культ» мне показался очень интересным. Тем более, что там вспоминалось о старом Львове. Некоторое время я жил в городе Льва. Сентимент. В определенных книгах каждый находит себя. Просто люди очень похожи, потому и истории подобные.

Также я читаю книги своим детям — Даниилу, которому скоро пять, и Мартусе — ей почти четыре года. Моя дочка имеет привычку засыпать с книжкой. Как ни странно, достаточно долго она засыпала с... англоязычной Библией. Подумать только: мелкий шрифт, без рисунков, в мягкой обложке, но то издание ей понравилось. Сейчас она обращает больше внимания на красиво иллюстрированные книги. Я же люблю читать детворе украинские народные сказки — о Катигорошке, Рукавичке... Бывает и так, что они смотрят рисунки, а я рассказываю сказку в собственной интерпретации, кое-где меняя сюжет. Стараюсь, чтобы малышня многим интересовалась.

Если хочешь то, чего не имел никогда, то делай то, чего раньше не делал. Не помню, чье это высказывание, которое мне понравилось. Не слишком живу цитатами. Но некоторые выписываю из книг себе в блокнот.

ФОЗЗИ, група ТНМК:

— Сейчас читаю сагу Джорджа Мартина «Игра престолов». Это — очень качественное фэнтези. Не могу оторваться. Новых авторов «осваиваю» мало. Обычно по кругу перечитываю что-то знакомое. Возвращаюсь к своим любимым книгам — приблизительно раз в два-три года. Особенно люблю «Темную башню» Стивена Кинга.

Мне лучше всего читается перед сном — это дает возможность переключиться от дел уходящего дня. Несколько разделов — и уже на сон тянет.

Что сам пишу? То же, что и в своих предыдущих книгах. (Как известно, Фоззи — автор книг «Ели воду из-под крана» и «Winter Sport». — Ред.). Буду ли рекомендовать свои книги читателям «Дня»?.. Это — нескромно. Лучше порекомендую произведения Кинга, Воннегута, Токарева, О. Генри, Искандера.

Думаю, с возрастом вкусы не меняются. Скорее, совершенствуются.

Подготовила Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ