Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сентиментальные приключения веселых студентов

23 марта, 2012 - 12:19

В издательстве «Ярославов Вал» появилась новая книжка писателя, публициста и издателя Григория Гусейнова под названием «Возвращение в Портленд». В отличие от предыдущего издания «Нетронутые снега», о котором уже рассказывал «День», на этот раз Гусейнов написал художественное произведение, аннотированное как «роман в дневниках и письмах».

«Возвращение в Портленд» — история о молодости и учебе в одном из киевских техникумов двух приятелей. После выпуска их пути расходятся, некоторое время они еще переписываются, а затем исчезают из жизни друг друга. И вот неожиданно, лет через сорок, герой, от имени которого ведется повествование (он прячется за прозвищем Коллекционер, в нем можно попробовать угадать самого автора), получает загадочный пакет с бумагами. Оказывается, это дневники и письма, которые хранил его товарищ, их послала бывшая жена Николая. Дамба памяти сразу же нараспашку открывает свои шлюзы — и герой вместе с читателями быстро утопает в атмосфере студенческих шестидесятых годов. Дневники Николая и письма, адресованные ему, рассказывают о вечно влюбленном, нерешительном, но иногда вздорном и несколько растерянном талантливом и хорошем парне. Он, как и положено человеку его возраста, ищет себя, любит музыку и пытается в ней реализоваться. Уроженец Городища на Черкасщине исследует Киев, а еще изо всех сил стремится впитать в себя те пласты культуры, которые стали вдруг доступными в 1960-х. Но, конечно, барахтается в хаосе чувств к разным нестерпимо милым молодым девушкам.

В конечном итоге, у Николая завязывается «эпистолярный роман», девушка приглашает его к себе в гости во Львов, он никак не решается приехать, и тогда она выходит замуж за другого. Как будто назло, Николай, как раз закончив техникум, заявляет о своем желании ехать работать в Сибирь, в небольшой поселок, где потом уединяется, грустит по родным краям и по цивилизации. Читая эти дневники, Коллекционер хочет узнать, что же случилось с Николаем после того, как их переписка угасла, а тот обзавелся в Сибири семьей, но заметки оборвутся раньше этого времени и вряд ли дадут четкие ответы на его вопрос, разве что намеки, а он скорее найдет дух своей молодости. И то, лишь в форме упоминания о настроении, ошибках, победах и потерянных шансах прошлого, потому что, как пел Булат Окуджава в песне, ставшей мотто книги, — «но только в Портленд воротиться нам не придется никогда».

Наибольшая сложность книги — жанровая. Хотя «Возвращение в Портленд», как уже говорилось, вещь художественная, да еще и с интригующим, цепким и «вечным» сюжетом, Григорий Гусейнов не был бы собой, если бы иногда не переходил на рельсы исторической или краеведческой эссеистики. Иногда такие переходы стилистически шероховатые. Но в целом — они разнообразят полотно текста и многое добавляют к уже упомянутому духу времени. Он здесь не только в студенческом юморе. На страницах «Портленда» читатель непременно увидит истории старого Киева, его «гениев», которые уже в шестидесятые были мало кому известными тенями из полузапрещенных книжек и легенд. Увидит концерты и собрания коллекционеров, тошнотворные первомайские марши и вкусное мороженое, которое, оказывается, в Киеве бывает разных цветов. Периферийные дискотеки и первые пластинки «Битлз». Попрошаек и дороговизну (а кто-то, возможно, только здесь и узнает, что при «совке такое могло быть»). И даже встретит поэта Николая, который потом станет классиком литературы конца XX века, — Гусейнов дает цитату одного из его самых экстравагантных стихотворений и предлагает читателям проявить эрудицию и отгадать, что это за Николай.

Память и молодость, блеск культуры и любви — конечно, такое сочетание не может не быть сентиментальным. «Возвращение в Портленд» — в этом смысле книжка весьма трогательная и эмоциональная, следовательно, она понравится сторонникам именно такой литературы. Отдельно еще нужно сказать об оформлении книги: обложку, в основе которой старая тетрадь Одесской фабрики цветной печати, множество разнообразных тогдашних фотографий (бытовых, концертных, открыток), которые смотрят едва ли не с каждой страницы и обложки и неплохо подходят общему горьковато-утешительному «памятному» духу «Портленда».

Григорий Гусейнов. Возвращение в Портленд. — Киев: «Ярославов Вал», 2011.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ