Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Славянский мир Дмитрия Дорошенко

15 июля, 2010 - 21:16
ДМИТРИЙ ДОРОШЕНКО. СЛАВЯНСКИЙ МИР В ЕГО ПРОШЛОМ И СОВРЕМЕННОМ. — К.: ТЕМПОРА, 2010. — 784 С.

Книга о разных славянских народах, их истории, культуре, отличиях и взаимоотношениях между собой и отношениях с соседями, написанная просто и доступно, вышла в издательстве «Темпора». «Славянский мир в его прошлом и современном» — это переиздание работы известного украинского исследователя Дмитрия Дорошенко 1923 года.

Дмитрий Дорошенко (1882—1951) был историком, литературоведом, публицистом и политиком. Успел поработать краевым комиссаром оккупированных во время Первой мировой войны российскими войсками Галичины и Буковины, губернским комиссаром Черниговщины при УНР и министром иностранных дел в правительстве гетмана Скоропадского, приват-доцентом украинского университета в Каменец-Подольском. С 1920 года был в эмиграции, стал там одним из основателей Союза Хлеборобов-Державников. Именно за границей было издано большинство известных книг Дорошенко.

«Славянский мир» делится на главы, каждая из которых рассказывает об отдельном народе. Следует, правда, иметь в виду, что представление о славянских этносах почти столетней давности иногда весьма заметно отличается от нынешнего. Например, отдельным народом у Дорошенко предстают кашубы, которых теперь принято считать частью поляков (конечно, не все разделяют эту позицию — некоторый «этнографический сепаратизм» присущ Польше точно так же, как и другим странам: в интернете, например, несложно найти утверждения жителей Силезии о том, что они вовсе не поляки, а последние являются дикими азиатскими оккупантами). А всех южных славян, кроме болгар, он называет «сербо-хорватами». Другое свидетельство отличия данных науки времен Дорошенко от сегодняшних — то, как просто и безапелляционно рассказывает он о происхождении славян, прибытии с востока, первых территориях расселения и дальнейших миграциях. Нынешние авторы высказываются по этим поводам значительно осторожнее. Ну и, конечно, литературный стиль книги и старое правописание придают изданию приятный раритетный привкус.

Дмитрий Дорошенко схематично пересказывает историю каждого народа, описывает его культуру и литературу — преимущественно до времен раннего модернизма. Показателем в отношении других славян здесь может быть то, что самым «новым» упомянутым украинским писателем является Павло Тычина. В трактовке Дорошенко культура славянских народов тесно связана с их историей, национальными устремлениями и, как следствие, находится под немалым влиянием «пропагандистских задач».

В конце «Славянского мира» есть современные примечания и уточнения составителей. И кое-где они весьма неожиданны. Так, читатель, не обративший в самом тексте внимания на дату убийства российского премьера Столыпина, в примечаниях выяснит, что Дорошенко эту дату привел неправильно. Что и говорить, такой факт не усиливает доверия к автору, тем паче, с учетом времени, когда тот жил, а значит, просто без вариантов был современником Столыпина.

Другая достойная сожаления особенность книги носит уже значительно более субъективный, хотя и «геополитический» характер. Речь идет об оформлении «Славянского мира». В целом оно замечательное, книга прекрасно выглядит и сопровождается интересными и качественными иллюстрациями, тоже сгруппированными таким образом, чтобы поочередно представить каждый славянский народ. В частности, дать представление об архитектуре. Так вот, что касается украинской архитектуры, она представлена несколько странным образом — в книге можно найти изображения только западноукраинских памятников, за исключением Киева (а на двух из трех киевских снимков — маловыразительные виды довоенного Крещатика). Так, словно у нас нет ни Чернигова, ни Полтавы, ни Одессы, ни других исторических мест и достопримечательностей в Приднепровье, на юге, севере и востоке.

Впрочем, все это не делает книгу «Славянский мир» менее важной и менее нужной. Особенно сегодня, когда культурное и информационное расстояние между славянскими странами в целом увеличилось, и притом из-за политических спекуляций многие украинцы отождествляют весь славянский мир именно с восточными славянами. Поэтому, наверное, не одному читателю будет интересно узнать, к примеру, хотя бы о таком элементарном, но позабытом факте, что значительная часть нынешней территории Германии и вся нынешняя Венгрия были когда-то заселены славянами...

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ