Анастасия Никулина — хоть и молодой, но очень опытный автор: ее библиография насчитывает шесть романов, ряд сборников, и сразу две новые книги готовятся к печати в этом году. Поговорим с ней о пристрастии к писанию, своей аудитории, писательской славе и писательских мечтах и общем между созданием книг и профессиональным спортом.
ЧТЕНИЕ КАК МЕДИТАЦИЯ
— Кем ты хотела быть в детстве? Откуда взялась страсть к писанию?
— Подруга детства недавно сбросила анкету. Мне было двенадцать, и я написала, что я хочу стать фотомоделью или детским врачом. Не помню ни того, ни другого. Хотела быть супергероем — как Ксена, и Сейлор Мун, и Баффи.
Пристрастие к писанию начинается с пристрастия к чтению. А это мама. Когда вспоминаем первые книги, даже трудно выделить что-то — так их было много. Толстые книги, состоящие из сотен маленьких книг, сшитых вместе. Сказки, волшебные истории, стихи, детские журналы. Мама читала все подряд. И так часто, что я просто знала это на память — продолжала мамино предложение, когда она останавливалась, чтобы перевести дыхание. Мама научила меня буквам, а прабабушка научила меня читать. Это была своего рода медитация или занятие в свободное время — каждый садился в кресло или на диван, брал книгу, что-то вкусное для компании и читал-читал-читал.
Я не только читала и жила в прочитанных историях, я придумывала свои. Записывала в тетрадях забавные короткие стишки, сказки, истории. Затем перешла на Word. Я оцифрованный автор (смеется). Пишу, потому что мне безумно нравится рассказывать истории. Когда-то голосом, сейчас на бумаге. И это невероятная трансформация!
«Я СЕМЕЙНЫЙ АВТОР»
— Кто твоя аудитория? Можешь сказать, увидев незнакомого человека на улице — «он мог читать мою книгу»?
— Если ты не нишевый автор — составить портрет среднестатистического читателя непросто. Расскажу на примере: недавно была в Сколе на книжном фестивале. Я увидела двух парней-братьев, старшего и младшего. Почувствовала, что младшего может заинтересовать «Зграя» — предложила рассказать о книге. Парню понравилось, и брат ему ее купил. Затем подошел отец братьев, сразу указал на психологический триллер «Більше нікому» и сказал: «Подпишите, беру». Еще немного погодя — подошла мама. Она посмотрела на «Сіль для моря» как книгу об отношениях родителей и детей и приобрела для себя. А перед ними я подписала «Завірюху» для Лісової мавки — такой ник у девушки, книгу для которой купила мама. Девушка — художница и обожает мифологию. Похоже, я семейный автор (смеется). Если на книжном фестивале ко мне подойдет семья, я смогу подобрать любую книгу по вкусу.
— Несколько твоих книг написаны в соавторстве. Как вы нашли общий язык с соавтором? Что было сложнее всего?
— Я писала в соавторстве с Викторией Гранецкой и Олегом Бакулиным. С Викой мы работали в режиме онлайн — переписываясь только по электронной почте. И впервые увиделись вживую мы уже тогда, когда книга «Дім, у котрому заблукав час» была в печати.
Олег — мой лучший друг. Когда мы только познакомились, узнали, что пишем, дали прочитать друг другу свои произведения. И поняли, что у нас схожий стиль, схожее видение. Решили написать что-нибудь вместе. Первая идея из сборника рассказов переросла в триллер «Більше нікому». Вторая, которая пришла раньше (но по написанию друга) тоже триллером «Все буде добре». И впереди у нас много интересных проектов. Да, следующее произведение — «Я іду шукати», которое сейчас в процессе редактирования — не похоже ни на одно из тех, что мы писали раньше, и в этом его магия.
Найти общий язык легко — если ты уже на одной волне. У меня так было оба раза. Самое сложное — это, пожалуй, писать в одном ритме. Хочется, чтобы все было быстрее, а кроме рукописи есть еще огромный кусок жизни, который требует внимания и энергии. Но мы над этим работаем.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ
— Узнают ли тебя (на улице, где угодно) как писательницу Анастасию Никулину?
— Узнали в киевском метро — моя читательница. Это было впервые и очень мило. Мы ехали на Книжный Арсенал в одном вагоне. Она меня узнала и подошла.
На улице или где бы то ни было писателя не всегда узнаешь, потому что он может выглядеть не так, как на презентации — а в спортивках и капюшоне. Поэтому это еще тот квест.
— Твои сюжеты придуманы, опираются на собственный опыт или истории других людей?
— Выдумка — это чаще о героях. Опыт — чаще о нишевых знаниях, острых темах, которые тебя цепляют, потому что ты их слышал-читал-видел. Истории других людей вдохновляют писать о них, если тебе откликнутся. Я использую все сферы.
— Есть ли темы, над которыми ты ни за что не согласишься работать?
— Я пишу то, что сама хотела бы прочесть. Особых табу и ограничений пока не было.
«МЕЧТА, ЧТОБЫ ПИСАТЕЛЬСТВО СТАЛО ПРОФЕССИЕЙ»
— Ты занималась разными видами спорта. Есть ли какие-нибудь общие черты в занятиях спортом и писательством?
— В спорте тебе нужно 1% таланта и 99% труда. В писательстве так же. Это регулярные тренировки — ты ежедневно пишешь, иначе рукопись сама себя не создаст. Ты совершенствуешься с каждой рукописью, как спортсмен с каждым новым достижением. И результаты соревнований тоже могут быть не менее запутанными, чем итоги литературного жюри.
— О чем ты мечтаешь как писательница? Какое оно — писательское счастье?
— Чтобы писательство стало профессией. Я отношусь к письму как к работе. Хочу, чтобы у писателей была достойная оплата их творчества. Это выход на зарубежные рынки и переводы на разные языки. Из желаний тоже — частично осуществившаяся экранизация произведений. Короткий метр по мотивам «Сіль для моря» до сих пор для меня удивителен. А вообще — хочу огромный тур по Украине. Но немного погодя, когда напишу больше книг.
— Три лучших прочитанных за год книги.
— Самый трудный вопрос, потому что здесь должны быть десятки книг. Но уже хорошо, что не одна (смеется). Я читаю быстро и много, и почти все прочитанное высокого уровня. Здесь оставлю то, что больше всего почувствовалось-прожилось: «Смерть художника» Уильям Дерезевиц; «Изящное искусство забивать на все» Марк Мэнсон; «Мнимый друг» Стивен Чбоски.