Процесс чтения для каждого человека чрезвычайно специфичен. Для кого-то — это общение с кем-то, для кого-то — диалог с собой, еще для кого-то — возможность найти подтверждение собственным мыслям, идеям, мечтам или — утешение и отдых. Как воспринимают книги наши читатели? Как общаются с ними? Какие книги формировали их личность? «День» попробовал это узнать.
Елена ШЕБАЛИНА, психолог, тренер восточных танцев:
— В данный момент, в связи с недостатком времени, читаю много профессиональной литературы, например Н. Ф. Калина «Основы психоанализа», Н. Мак-Вильямса «Психоаналитическая диагностика». Кроме этого меня очень заинтересовал новый взгляд на историю А. Т. Фоменко, поэтому читаю его «Основы истории». Если случается свободное время, предпочитаю научную фантастику и фэнтези. Любимые книги, которые, вероятно, наиболее повлияли на меня как на личность, это: «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «Вогнесміх» О. Бердника, «Древо Жизни» В. Кузьминова, «Лабиринты Эхо» М. Фрая, «Одиссей — сын Лаэрта» и трилогия «Ойкумена» Г. Л. Олди — моих любимых украинских фантастов, «Левая рука Тьмы» У. Ле Гуин, «Чужак в чужом краю» Р. Хайнлайна, «Хроники Амбера» Р. Желязны, «Человек в высоком замке» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Ф. К. Дика, «Граф Монте-Кристо» А. Дюма. Охотно перечитала бы сейчас что-то из этого. Возможно, когда будет отпуск, именно этим и займусь. Из последних прочитанных очень заинтересовала книга Франка Типлера «Физика бессмертия. Новейшая космология. Бог и воскресение из мертвых». В ней описывается космология глазами ученого-физика, книга о будущем, которое может быть.
Чтение для меня — это процесс познания в первую очередь. А во-вторых — это возможность прикоснуться к Иному. К иному миру, к иному бытию, другим законам, другим людям, увидеть и попробовать понять другую точку зрения.
Андрей МИРОШНИЧЕНКО, руководитель регионального направления деятельности организации Украинской молодежи в России:
— Если что-то читать, то атмосферное и полное человеческих чувств. Или же специальную литературу. Со специальной литературой все понятно — это в своем большинстве англоязычные издания в разных иностранных журналах, из-за которых свою профессиональную область (менеджмент) начинаешь воспринимать сквозь призму заимствованных терминов.
А вот с художественной литературой, то здесь для меня две крайности — авангард и классика. Классика — это конечно же Александр Дюма-старший. Очень интересно читать о России с точки зрения француза XIX века. О декабристах, их женах и французе — учителе фехтования (так называется и сам рассказ) в эпицентре этих событий. Неудивительно, почему именно этот рассказ открывает сборник произведений господина Дюма советского издания, но он подкупает подлинностью и французскостью, которая, в местах, которые рассказывают о русских морозах или традициях, вызывает небольшую улыбку.
Сюда же можно добавить и Лесю Украинку. Захотелось почитать что-то ее и сразу натолкнулся на «Давню казку», в которой словно для всех нас написано:
«Не журись, коли недоля
В край чужий тебе закине!
Рідний край у тебе в серці,
Поки спогад ще не гине.
Не журись, не марно пройдуть
Сії сльози й тяжка мука:
Рідний край щиріш любити
Научає нас розлука».
Ну, а к авангарду отношу Константина Москальца. Как правильно кто-то заметил — «книга для медленного чтения», а для меня — еще и для пополнения словарика украинских слов и удивительных образов жены, друзей и Украины. Последний образ искренне показывает, где мы все оказались, и откуда надо бежать.
Нахожу в чтении себя, сверяю мысли и вижу, куда должен двигаться в своей жизни.
Ольга ШАРАПА, преподаватель Киевской школы фламенко:
— С тех пор как я стала заниматься фламенко, стала читать очень мало, только литературу по истории фламенко и подобную литературу. Также стала изучать испанский язык, поскольку ежегодно езжу в Испанию учиться танцевать и стараюсь читать по-испански или периодически изучаю грамматику. Сегодня у меня дома была репетиция с гитаристами и певцом и я поинтересовалась, что читают ребята. Они сказали, что тоже ничего, так как «мы — музыканты». Я несколько раз возвращалась к мысли, почему я читаю мало, ведь раньше я посвящала чтению много времени, и думаю, что занятие танцами и ритмикой откладывают некоторый «осадок», начинаешь мыслить несколько другими категориями и потому именно говорят, что танцы изменяют жизнь, и однозначно, к лучшему!
Максим СОЛОДОВНИК, поэт, музыкальный критик, менеджер группы Oneyroid (г. Полтава):
— В последнее время не всегда удается поспевать за наиболее интересными книжными новинками среди первых — уже полтора года не живу в Киеве, где быстрее всего можно достать желаемую книжку и есть, хотя и не слишком большой, однако выбор книжных магазинов.
В Полтаве же единственный книжный магазин с более-менее широким ассортиментом украинской литературы мало того, что завален изданиями российской полиграфии более чем на 70%, которые преимущественно мрачно простаивают без дела, то есть без покупателя, так еще и демонстрирует черепашьи темпы в обновлении этого ассортимента.
Следовательно, книжки покупаю преимущественно во время своих поездок в Киев, где у меня много друзей. Однако такая ситуация имеет одно преимущество: есть время вновь обратиться к классикам, в частности, недавно активно перечитывал избранные произведения Василя Стуса и Олега Ольжича. Эти гениальные поэты показывают практически недосягаемые для нашего современника ментальные материки, говоря метафорически. Атмосфера их творчества действительно сверхмощная. Кроме того, это чрезвычайно значимые люди в истории Украины, которых должны уважать как наших героев даже те, кто их и не читал.
Дмитрий Донцов — «Национализм».
С этой «позицией» понятно — каждый националист должен знать первоисточники. Книжку распечатал сам на принтере, скачав в полном объеме из интернета.
Григорий Костюк — «Встречи и прощания».
Поскольку всегда любил читать несколько книжек одновременно, а в студенческие годы это стало постоянной практикой, присутствие таких фолиантов в моем списке совершенно естественно. Кроме того, эту книжку я получил вместе с премией за свой первый поэтический сборник, который вышел в прошлом году в этом же издательстве, поэтому ее прочтение не подлежало сомнениям изначально. Конечно, до сих пор не удалось ее осилить полностью, но время от времени возвращаюсь. Самыми интересными для меня были страницы в первом томе этих мемуаров, где господин Костюк вспоминает свою учебу в Киевском университете в первые годы советской власти. Мне как студенту того же заведения уже в другом, ХХI веке, было очень интригующе сравнить, настолько разный опыт учебы и жизни. Также очень трогательны моменты, где автор вспоминает свой спонтанный поход в горы с другом и их приключения из-за незнания элементарных правил такого похода, который, в конечном итоге, довольно счастливо для них тогда закончился.
Юрий Андрухович — «Песни для Мертвого петуха».
Этот сборник Андруховича благодаря своим музыкальным воплощениям (то с «Мертвым Петухом», то в проекте «Аndruxoиd», то с «Karbido») стал уже классикой для многих, и в прямом смысле растянут на цитаты. В том числе и у меня две футболки с такими цитатами.
Приобрел его в 2004-м, когда сборник только вышел в свет, но с того времени не перечитывал.
А в целом, хотелось бы иметь такую ситуацию в Украине, когда можно было бы, как в студенческие годы, уделять львиную долю времени именно чтению книжек, а не «стремных» новостей. Книжки в моей жизни всегда играли большую роль — фактически, сколько себя помню. Моя мать по специальности библиотекарь, очень много лет отдала этой работе, а, соответственно, передала и мне свое умение ориентироваться в книжном море. Филологическое образование (правда, до сих пор по определенным причинам неоконченное) также углубило мои теплые отношения с книжками.
Книжка для меня — как долгий разговор с мудрым человеком.
Также буду всегда помнить момент, когда впервые взял в руки книжку под своим авторством.