Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В Украине, к сожалению, утрачена культура домашних библиотек»

Как и чем живет сейчас букинистическая книга Киева
25 августа, 2011 - 20:07
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Когда-то в столице было свыше 110 книжных магазинов, в большинстве из них обязательно были отделы букинистической книги. На данный момент эта традиция утрачена. В Украине, согласно официальной статистике, работает один книжный магазин на пятьдесят четыре тысячи жителей, в то время как по европейскому стандарту предусмотрен один книжный магазин на две тысячи лиц. Отделов букинистики в современных магазинах в основном нет. А букинистические магазины Киева размещены преимущественно в подвальных помещениях, книги заполняют стеллажи до потолка, иногда их складывают просто на полу. О том, как и чем живет сейчас букинистическая книга, мы спросили владельцев букинистических магазинов Киева.

Эдуард ЛЫНДИН, директор «Букинист-центра»:

— Наш магазин открылся десять лет тому назад, а книгами я занимаюсь уже на протяжении сорока пяти лет. Это увлечение — от семьи. В детстве отец купил мне собрание произведений Жюля Верна в двенадцати томах. Это и стало началом моей коллекции. Свою лепту внесла также школа. Каждую субботу библиотекарь приносила книги в класс и каждому выписывала ту книгу, которая ему нравилась. Поскольку начальной буквой моей фамилии является «Л», то понятно, что книгу, которую я хотел, уже забирал кто-то другой. Эта негативная эмоция от невозможности читать то, что хочешь, превратилась в жадность к книгам. Сейчас нас учат считывать информацию, но не учат наслаждаться художественностью текста. Если спросить у современного школьника, что он знает о романе «Анна Каренина», то он расскажет лишь канву произведения, а если спросить, какой эпиграф избрал Толстой, то этого он уже не будет знать. А это ведь ключ к произведению! Ряд причин политических, социальных, экономических привели к тому, что люди начали меньше читать, меньше интересоваться книгой. Это все можно объяснить. Традиция, потребность читать книги, идущая от Гутенберга — генетически заложена. Люди старшего возраста привыкли читать, они хотят держать в руках книгу, им не хватает тактильных ощущений от прикосновения к страницам, эстетического удовлетворения от иллюстраций, гравюр. А молодежь в это время заходит в интернет. С обретением Украиной независимости книжные магазины, к сожалению, начали вытеснять с улиц города. Когда-то у меня был магазин в Пассаже, потом — на улице Коцюбинского, где были подписные издания, впоследствии я работал в магазине «Нивки», а десять лет тому назад появился магазин на улице Лютеранской. В 1991 году многие люди начали выезжать из Украины, их библиотеки продавали. В итоге цена на книги упала, сразу же появилось много людей, почувствовавших, что на этом можно заработать. Все достаточно примитивно: купить за гривну — продать за десять. И все. В нашем магазине нет компьютера, все книги я знаю наизусть. Таким магазинам в нынешнее время трудно существовать, нет никакой поддержки со стороны государства, ассортимент книг уменьшается, а цены растут. Когда-то были книготорговые техникумы, полиграфические институты, где людям давали специальные знания, а теперь мой опыт некому передать.

Нила ИОСИПОВА, директор букинистического магазина в магазине-кофейне «Купидон»:

— В этом помещении мы уже в течение четырех лет. Длительное время, больше тридцати лет, мы были магазином «Сучасник» на проспекте Победы. Нас многие знают, и, к сожалению, мы вынуждены были покинуть старое помещение. В «Купидоне» особый контингент, потому у нас нет, например, детской литературы. Наибольший спрос — на зарубежную литературу в украинском переводе, на художественную литературу, философию. Имеем много собраний произведений украинских и зарубежных писателей. В наше время книгу нельзя оценивать в денежном эквиваленте, для каждого она имеет свою ценность. Всегда говорю, что конкурентов у нас нет, мы общаемся с другими букинистами, помогаем друг другу.

Владислав ТРУБИЦИН, директор магазина «Старая книга на Петровке»:

— Заниматься букинистикой начал еще в 1997 году. Мне было почти шестнадцать лет, когда я случайно попал на книжный рынок в Харькове, с тех пор уже пятнадцать лет собираю книги. Магазин существует уже три года. Сначала это было небольшое помещение, теперь пространства стало уже больше. Книги собираем со всей Украины — это и Харьков, и Днепропетровск, и Донецк. Советские книги стараюсь покупать в Киеве. Часто приносят книги из макулатуры. В Киеве существует даже легенда о том, что несколько лет тому назад из макулатуры принесли прижизненное издание Лермонтова «Герой нашего времени», продали за 40—50 гривен, потом еще несколько раз перепродали, и в результате цена выросла до пяти тысяч долларов. Несмотря на высокую цену, узнав о существовании этой книги, я ее все же приобрел. Хотя, мне кажется, что нашли ее не в макулатуре, а в какой-то из библиотек. Таких случаев очень много. Из макулатуры часто приносят книги, популярные не только у нас, но и в мире. В Украине, к сожалению, утрачена культура домашних библиотек. В дореволюционной России, например, по библиотеке можно было охарактеризовать хозяина, если владелец дома не показывал библиотеку гостям или ее не было вообще, то человек считался необразованным. Сейчас же более важными атрибутами являются автомобиль, интерьер, архитектурные формы. Правда, пользуются спросом антикварные книги, поскольку покупка такого издания — уже инвестиция. Владелец такой книги знает, что ее цена с каждым годом будет только расти. Лично я тоже собираю антикварные книги, датированные, в основном, восемнадцатым веком, прижизненные издания, хорошо сохранившиеся. Для меня книга — это памятник эпохи, совокупность информации. Важным также является эстетическое восприятие, как в живописи или скульптуре. К тому же качество полиграфии антикварных книг, как правило, значительно выше, чем у современной печати, а иллюстрации девятнадцатого века — хромолитографию (цветная литография, при изготовлении которой для отображения другого цвета использовался отдельный отпечаток. — Ред.) — сейчас невозможно воспроизвести. Многие люди, вспоминая свою молодость, коллекционируют собрания сочинений, подписные издания, которые помнят с детства. Есть люди, интересующиеся книгами, которые не переиздавались. Есть много таких научных изданий, например, серия «Литературные памятники» или серия «Библиотека античной литературы». Эти книги содержат информацию, которую сложно найти в электронном виде. Для того чтобы укомплектовать собрание, кое-кто тратит пятьдесят-семьдесят лет жизнь. Иногда даже за такой длительный период укомплектовать коллекцию полностью так и не удается. Вспомним, что в Советском Союзе книги выходили огромными тиражами, было много разных подписных изданий. Сейчас такого уже нет, потому спрос на книгу, выпущенную много лет тому назад, остается высоким. Это и обеспечивает выживание букинистическим магазинам.

Ольга БЕЛЯВЦЕВА, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ