Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жажда романтической прозы

1 июля, 2010 - 19:36

Как бы ни изменялись читательские вкусы, спрос на литературу для души есть всегда. Для кого-то — это исторические романы, для другого — лирические стихи, еще кто-нибудь предпочитает фантастику. Сами же писатели и литературные критики говорят, что сейчас растет спрос на интеллектуальные произведения, а также поэзию и прозу, написанную в духе романтизма. Очевидно, для современной жизни с ее ритмами, взлетами и падениями это стало бы бальзамом для души.

Богдан ЖОЛДАК, литературный критик, писатель:

— Сейчас читаю «Докладную апостолу Петру» Юрия Ильенко. Мне кажется, что это лучшая украинская проза за все время ее существования. Я рекомендовал бы студентам приобщаться к лучшей прозе. Когда-то был опубликован огромный отрывок (где-то на страниц пятьдесят) из этой книги львовским издательством «Пирамида». Проект назывался — «Жмуток коралових казусів». Меня удивляет, что наши критики не замечают выхода этого издания. Не могу понять, почему оно нигде не популяризируется... Ваша газета фактически делает первый шаг к торжеству справедливости.

Сейчас на раскладках немало украинских художественных произведений. Я советовал бы читателям, когда они выбирают что-то для себя, пусть перечитывают первый абзац: если понравился, то, значит, вся книга хороша. Я, например, читаю первый абзац, что-то в середине книги и финал. Так поступает большинство. Конечно, бывает, что разочаровываюсь в книге, даже если сначала она понравилась. Многие молодые украинские писатели (не хочу называть имен) делают первый абзац классный, а потом начинается стандартная писанина о том, кто где сколько выпил, где блевал и так далее. Это случается у разных писателей, а такое впечатление, что писал один и тот же.

Сегодня есть немало и чистых, классных книг. Прекрасная молодая проза появляется на прилавках. Это очень радует, так как наступает новая эра литературы, когда в нее пошла молодежь, незаангажированная политикой. Если наше поколение еще до сих пор борется с коммунизмом, то эти не знают этого страха и выкладывают свою душу в прозе. Очень хотелось бы, чтобы молодые писатели делали то, чего не удается нам, старшему поколению. Хотел бы от них романтической прозы, чистой любви, ведь ее так много в Украине, не вылившейся в прозаические строки. Хотел бы, чтобы они развивали свою душу тем, что писали романтику.

Нашей читательской культуре не хватает больших тиражей, тех самых литературных журналов. В 1989 году украинские книги выходили большими тиражами, пока не была ликвидирована «Укркнига» — организация, распространявшая книги по всей Украине. Таким образом, была уничтожена литература, которая потихоньку сейчас поднимается, хотя и отягощена разными налогами. Сейчас возникла независимая украинская поэзия. Есть такой конкурс «Молодое украинское вино», где выступают такие поэты, что можно просто задохнуться. Иногда издаются альманахи этой поэзии. Так же и проза — ее есть огромное количество, только на конкурс «Коронация слова» приходит по полторы тысячи романов, но хорошее только частично попадает в печать. А хотелось бы свободы писания и свободы печати.

Юлия ФИЛИПОВСКАЯ, экономист:

— В последнее время интересуюсь психологией человека, поэтому сейчас читаю Берта Хелингера «Два рода счастья». Психология — не та наука, которую надо изучать только отдельным людям. Она помогает лучше понимать себя, собеседника и команду. Эта книга мне очень помогла в личной жизни. Последнее, что я прочитала, касается того, что человек сфокусирован на признании проблемы, а не на решении. Поэтому проблема начинает жить и усложняться. Когда мы определяем проблему, то вязнем в ней и не знаем, что с ней дальше делать. Важно даже, какой язык ты используешь и как задаешь вопрос. Если спрашиваешь, кто это сделал, то это настраивание на проблему. А если — как мы дальше хотим двигаться и выходить из этого, это уже решение.

Вообще я читаю одновременно по четыре-пять книг, и художественную литературу, и профессиональную. Из художественной сейчас читаю «Семь тетрадей жизни» Тонино Гуэра, итальянского сценариста и поэта. На мой взгляд, книга очень светлая по содержанию. Вообще же в любой книге человек находит свое отражение. Если человек движется вперед и развивается, он задает себе вопрос, как быть, а книга иногда помогает найти ответы на эти вопросы. Я часто нахожу в них то, что мне сейчас необходимо. Книга для меня — это и работа со словом. Иногда читаю вслух для себя что-то, особенно стихи. Для меня это развитие. Я уверена, что надо больше читать. Хочется, чтобы между мной и друзьями возникал ажиотаж в отношении чтения: «А это читал?», «А то?», «Рекомендую...» Это чрезвычайно важно для внутреннего развития, развития слова и мышления. Лично я читаю книги не просто для того, чтобы «проглотить» информацию, а чтобы вести мини-диалог с книгой или автором. Что-то записываю, продумываю, поэтому каждая книга — движение вперед.

Татьяна СОСНОВСКАЯ, директор Музея-квартиры П. Тычины:

— Не поверите, но накануне Дня Конституции меня пригласили на тематическую передачу на радио, и чтобы грамотно ее провести, решила перечитать Конституцию. Сейчас меня чрезвычайно интересует вопрос фальсификации и подмены данных, цифр, фактов в боевых действиях подпольщиков-партизан в период Второй мировой войны. Я подобрала абсолютно разнообразную литературу на эту тему, чтобы ее можно было сопоставить, сделать выводы и обобщения, прежде всего, для себя. У меня нет такой практики, когда беру сразу на проработку несколько книг, я отдельно читаю публицистические, отдельно — художественные произведения. Поскольку когда читаешь больше двух-трех, тогда рассеивается внимание. Для меня эффективнее читать книги одного направления.

Что касается работы, то я обязана читать литературоведческие исследования, поэзию, но мне это нужно, прежде всего, для профессионального самосовершенствования. А вот для души из последнего прочитала «Черный ворон» Василия Шкляра. Эта книга заставила меня больше думать и анализировать, я даже советовала ее прочитать своим друзьям и знакомым. После прочтения у меня было состояние потрясения и откровенности, открылось много нового, о чем раньше только догадывалась.

Последние полгода мне хочется читать публицистическую литературу, в частности исторического характера. Конечно, мои читательские вкусы не всегда были такими. В школе было время для детской литературы, а потом подростковой — разные рассказы, романы. Потом наступил период романтической прозы. Во время учебы в университете (по специальности я математик) интересовала литература, которая давала бы разные оценки образам и характерам героев. Наверное, это связано не только с моей будущей специальностью, но и с формированием личности. После рождения детей пришло время, когда больше читала книги женско-хозяйственно-материнского характера. Признаюсь, я за собой замечала, что стала меньше читать газет, не было времени на художественную литературу, ощущала, что домашние обязанности засасывают, а халат на мне прирастает. Настоящим взрывом чтения был период, когда я в 1993 году пришла работать в Музей Тычины. Я столько читала литературоведения, статей по истории литературы, еще раз перечитывала поэзию ХХ века. Таким образом, книга стала не столько профессией, но и хобби, в конце концов, стилем жизни.

Подготовила Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ