Имя Иршада Улла Хана не известно украинскому читателю, как и имена многих современных писателей восточных литератур. Этот сборник — пример сочетания метафизической и религиозной поэзии (перевод на украинский язык сделал Василий Ивашко). Такая литература побуждает читателя задуматься над собственным местом в мире, над смыслом жизни и его сущностным наполнением.
Иршад Улла Хан — известный поэт и этнический пуштун из аристократической афганской семьи, подобно Сен-Жон Персу или Коррадо Калабро, уходит в литературу от своих ежедневных обязанностей дипломата-политика. Пьесы Иршада, как замечает в послесловии Тарас Микитенко, второй секретарь Посольства Украины в Исламской Республике Пакистан, ставились в театрах многих стран.
Поэзия Хана — особенная форма самопроговаривания и в то же время форма молчания, к которому могут быть приобщены другие. Но при условии, если в этом молчании они готовы услышать ответ на важнейшие вопросы философии. Молчание — это просто другая форма проговаривания. Субъект лирики Иршада Улла Хана побуждает читателя задуматься над тем, что человек — это лишь случайное сочетание атомов, которые могут исчезнуть навсегда. Человек живет 70 или и даже 100 лет, но много ли это во Вселенной, которая бесконечна во времени и пространстве? Зачем же тогда человеку подарена жизнь? После прочтения его поэзии начинаешь опять задумываться над тем, что нет ничего важнее не напрасно прожитой жизни.
Возможно, человек конечен в физическом плане, возможно, даже и не уникален, потому что в макромире есть множество других галактик, где, допустим, есть другие формы жизни, с которыми нам почему-то не дано пересечься. Но каждая минута земного пути должна быть смыслонаполненной. Мы часто сжигаем минуты, часы, дни, недели, если не годы в погоне за тем, что не имеет никакого смысла с точки зрения Вселенной. В поэзии Иршада по-особенному сочетается мистичность суфия, францисканство и деизм, но в то же время чувствуется попытка задуматься над тем, что жизнь не может возникнуть из абсурдной случайности. Только вот способен ли человек работать над собой, чтобы, добывая жизненно важные смыслы, такие, как любовь, расти, чтобы понять невидимые ниточки мира. Жизнь — это постоянная встреча с Божественным, только не каждый человек готов почувствовать невидимые материи.
«Вулканы извергаются, проспав годами
Тогда когда боль земли станет слишком
жгучей
Чтобы держать его в груди».
Поэзия пакистанского автора придется по вкусу тем литературным гурманам, которые почитают не только экспериментальность и игру, но и такую поэзию, которая способна вырвать человека из течения прагматики и заставить задуматься над тем, что часто выскальзывает из наших рук и помыслов. Правители государств, главы правительств, руководители больших корпораций бессильны перед смертью и другими загадками бытия. А следовательно, человеческая власть и человеческие выгоды ничего не стоят в сравнении с жизнью, прожитой не напрасно, в которой человек жил в единстве с собой и миром, стремясь оберегать самое важное для себя и постоянно искать себя, познавая новые и новые грани жизни. «Вибрані поезії» И. Улла Хана — книжка, которая, возможно, поможет познать этот непостижимый мир хотя бы чуть-чуть лучше.