Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Деревянная графика» Василия Бовича

В Киеве проходит выставка уникального гуцульского мастера, который в своих работах обращается к истокам украинской обрядности
13 апреля, 2012 - 12:02
ВАСИЛИЙ БОВИЧ. «ЧЕМ ПОРОСЛА ТОГДА СЛЕЗА МОЯ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

В арт-холле «Кайрос» проходит выставка «Дидызна» косовского мастера Василия Бовича. В экспозиции — более 80 работ мастера, демонстрирующих декоративно-прикладное искусство Гуцульщины. Все картины вырезаны из дерева и посвящены языческой духовности. В этих работах автор обращается к духовным истокам украинской обрядности — язычеству.

Василия Бовича называют «корифеем косовской резьбы». Мастер использует особую технику резьбы — графику по дереву. Любимый материал пана Василия — груша, однако из-за нехватки фруктовых деревьев, которые и без того вырубают, часто также использует ясень. Кроме резьбы, пан Бович применяет тонирование, аппликацию писанкарской скорлупой, декорирование искусственным жемчугом.

По словам мастера, он никогда не апеллирует к понятию «вдохновение», потому что замысел не приходит мгновенно, а живет в подсознании постоянно. А коллекция «Дидызна» объединена единым тематическим авторским замыслом, направленным к духовным прадедовским глубинам.

«Деревянная графика» (как называет собственное творчество Василий Бович) отличается пиктографической сжатостью, в представленных на выставке произведениях воплощены архетипные образы языческой веры. Резьба и рельефы на традиционных тарелках и декоративных пластах, как отмечает сам художник, это мысли, выраженные в дереве.

Василий Бович много лет посвятил изучению верований древних украинцев, хорошо знаком с уникальной этнографической литературой и очень хорошо разбирается в редкой родноверской символике, которую использует в своих произведениях. Впрочем, как заверяет сам автор, каждый, кто считает себя украинцем, кто хотя бы немного знаком с родословной своей нации, ее обрядами и обычаями, «прочитает» его композиции.

Интересно, что в работах из коллекции «Дидызна» большое количество изображений крестов. По словам доктора философских наук, волхвини Объединения родноверов Украины Галины Лозко, это признак присутствия в произведениях мастера христианской символики, однако сам автор интерпретирует крест как исключительно языческий символ, обозначающий женское и мужское начало — горизонталь и вертикаль. Мастер, среди всего прочего, часто обращается к сюжетам украинской литературы, одна из его работ имеет отношение к повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков».

Творческие наработки Василия Бовича присутствуют во многих знаковых произведениях, где мастер наглядно подтверждает глубину и богатство символики дохристианского пантеона многобожия. Немало работ мастера хранятся в украинских музеях и частных коллекциях, среди них такие известные собрания произведений, как «Писанки от деда», «Кресты Украины», «Дедов календарь», «Цветы от мальвы», «Мое кредо» и автобиографичное собрание произведений «Ступени в теплые края».

Невзирая на очевидный талант, настоящим глубоким искусством Василий Бович свои работы не считает. В шутку говорит: «Я не являюсь мастером, мне Бог дал такое задание — портить доски». Однако через свои работы он стремится вернуть украинцев к духовным истокам и донести капли украинской обрядности до будущего поколения.

Выставка «Дидызна» продлится в арт-холле «Кайрос» до 17 апреля.

Екатерина ЛИХОГЛЯД, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ