Елена Оренчак, которая родилась и выросла на Винничине, но уже много лет живет в Великобритании, устроила «этнопровокацию» в лондонской подземке. «Это, скорее, был эксперимент или проверка, чтобы выяснить, какой будет реакция у людей, — сразу уточняет Елена. — Каждый раз, когда я еду в Украинский дом, где собираются представители украинской диаспоры, беру в дорогую работу — вязание или шитье. Дорога долгая, с пересадками, а время нужно тратить с пользой. Недавно я овладела прялкой и решила взять ее с собой. Поскольку в Украинском доме планировалась пасхальная ярмарка, моей целью было представить коллегам искусство вывязывания и ношения украинских головных уборов. Везла хустки, которым более 100 лет, и воспроизведенный мной подольский каптур с рантухом, который обвязывается вокруг этого убора. Чтобы придать колорит, одела древний старокутский костюм, который сразу привлекал внимание».
Во время этновояжа Елена трижды пересаживалась, меняя поезда, но каждый раз в вагонах она встречала людей, которые интересовались ее ремеслом, а следовательно — и Украиной.
Люди спрашивали, откуда тот костюм, который был на мне, и когда слышали, что украинский, то сразу понимали, откуда я. А когда я садилась прясть, то они интересовались материалами: зачем я это делаю, сложно ли это и тому подобное. В одном из вагонов отец с двумя детками, увидев меня за работой, рассказывал им, что так раньше создавалась нить, а из нее — полотно. Я предлагала девочке попробовать, но она застеснялась, а лица светились, будто они увидели какое-то чрезвычайное чудо! Когда они выходили на остановке, мужчина поблагодарил меня, сказав: «Мы только едем в музей, а такое впечатление, что уже в нем и побывали». Это было приятно, — признается женщина. — Но впечатления изменились сразу после того, как я добралась до своего пункта назначения — Украинского дома. Из всех людей, которые были на ярмарке, украинскими головными уборами заинтересовались от силы пять-шесть человек. Большинство просто покупали выпечку, ели и слушали музыку — украинскую ярмарочную. И это в то время, когда рядом дети писали писанку — творили чудо. Собственно, тогда у меня создалось впечатление, в каком упадке наша культура, насколько она уничтожена и убита...
За рубежом очень не хватает разумного, профессионального представления украинской культуры и искусства. Казалось бы, в столице мировой моды должны бы знать о нашем вкладе в мир вышивки, а мы это представляем примитивом, на примере подсолнухов и маков, на машинно-китайских футболках. Не лучше ситуация и в Украине. Знаю, что есть известные коллекционеры, любители древностей, которым на руку неосведомленность и необразованность масс, так как они являются полноправными хозяевами на рынке, где и создают ценовую политику, режут и дают «вторую жизнь», как они утверждают, а в действительности — уничтожают историю культуры. Я не могу понять, как можно держать столько ценной информации в себе, не издав ни одного научного труда, книги, зато хорошо критикуют других, если кто-то допускает ошибку, потому что нелегко составить правильно украинский строй, настолько он разнообразен! А это настоящее и ценное должно передаваться будущим поколениям, не только через фотосессии, конкурсы красоты и другие развлекательные мероприятия, а через прямой контакт с мастерами народных промыслов. А кажется мне, что именно о наших мастерах должно позаботиться Министерство культуры, об их поддержке, благосостоянии и обеспечении процветания творчества.
...Будучи из богатой детьми и традициями семьи, Елена всегда тяготела к народному творчеству. Вспоминает, как магия поселялась в доме, когда мать открывала старую скрыню и доставала вышитые сорочки и платки. Но особый смысл эта любовь приобрела, когда Елена вместе с детьми поселилась в Великобритании. Сейчас мастерица мечтает связать старокутский пояс из собственноручно сделанной нити и окрашенной природными красителями. А программа-максимум — это популяризация украинского прикладного искусства за рубежом и проведение выставки украинских костюмов в Лондоне.