Выставка «Город в раме», которая открылась в галерее «КалитаАртКлуб», начала новый проект, посвященный городскому пейзажу и городской культуре.
По крайней мере, на это надеются организаторы выставки, сообщается в пресс-релизе проекта.
Европейская культура познала и научилась ценить древность благодаря Возрождению.
Постепенно эта любовь к древним достопримечательностям стала одной из основ европейской культуры, своеобразной антитезой безудержному стремлению к прогрессу.
Но страсть к воплощенному в архитектуре былому остается привилегией меньшинства.
Конечно, не того меньшинства, которому принадлежит большая часть национального богатства, а тех небезразличных людей, кого культуролог и философ Григорий Померанц называет «творческим меньшинством» и для кого фрагменты исторического полотна города тесно переплетены с личными воспоминаниями и переживаниями по поводу определенных городских уголков.
Поэтому в экспозиции первой из цикла выставки, посвященной Киеву, — «Столица, которая исчезает» — вы не найдете панорамных или «гламурных» изображений города.
В работах художников, чьи имена уже стали частью истории украинского искусства — Юрия Химича, Галины Григорьевой, Якима Левича, Бориса Рапопорта, Михаила Вайнштейна, Зинаиды Волковинской, Григория Сокиринского, Александра Вовка, можно увидеть руины Киевского университета, очутиться на вечерней неосвещенной улице, посмотреть из окна на уютный печерский дворик, почувствовать прохладу каштановой аллеи...
В них чувствуется личное присутствие автора, они становятся наглядным воспоминанием о том, чего мы сами помнить не можем.
К знаменитым «шестидесятникам» присоединяются современные работы Л. Рапопорт, Агамян, Аполлонова и др.
Умытый дождем Киев увидит из окна мастерской влюбленная в город Придувалова, а березняковские нудные девятиэтажки превращает в восточные пагоды воображение и мастерская рука П. Фишеля.
Через архитектуру нам передаются в наследство воспоминания родителей, а мы передаем их дальше своим детям, и так происходит сохранение и приумножение цивилизационных знаний.
Безоглядная вера в то, что новое всегда лучше предыдущего, приводит к опустошению памяти и потере жизненных смыслов.
И когда уничтожают даже, на первый взгляд, самые незначительные сооружения, прерывается та или иная нить, которая сквозь десятилетия и века поддерживает дух, присущий живущим здесь людям.
Непонимание этой особенности старых домов — главный грех многих наших соотечественников, как и непонимание того обстоятельства, что даже очень похожий новый дом не заменит старый.
Выставка «Город в раме» будет проходить в «КалитаАртКлубе» (Киев, ул. Богомольца, 6) до 16 июля.