Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грузинская живопись с одесскими вариациями

6 апреля, 2012 - 12:09
ЭМЗАРИ КИКНАВЕЛИДЗЕ. «ОФИЦИАНТ» / ЭМЗАРИ КИКНАВЕЛИДЗЕ. «ГОНЩИК» ЭМЗАРИ КИКНАВЕЛИДЗЕ. «ПРОМЕНАД»

Эмзари Кикнавелидзе приехал в Одессу 16 лет назад из Грузии. Сначала на месяц, потом на два, а третий раз — навсегда. Одесса его «поймала» окончательно. Сегодня творчество Эмзари полностью вписалось в культурное пространство этого города.

Значительным образом интерес к Эмзари Кикнавелидзе объясняется необычной стилистикой и жанровой направленностью его картин. Художник вносит в современное искусство совершенно новые живописные вариации. Конечно, его творчество имеет национальные корни, но также ощутимое неприкрытое тяготение к сюжетно-литературной фабуле, что и определяет всю тональность звучания картин.

Эмзари Кикнавелидзе родился в 1964 году в Зестафони (Грузия). Учился в художественном училище в Тбилиси на отделении скульптуры. Потом — в институте архитектуры. С 1989 года Эмзари начинает активно принимать участие в выставках. А в 1996-м художник переезжает в Одессу. Как говорит он лично, хоть переезд был совершенно случайным, в общем это довольно распространенная история. Многие люди после нескольких визитов к «жемчужине у моря» остаются здесь надолго.

— Эмзари, скажите, почему вы работаете в живописи, ведь учились на отделении скульптуры?

— По жизни я был связан все-таки больше с архитектурой, нежели со скульптурой. А живопись, как ни крути — основа всего. Как правило, все архитекторы хорошо рисуют. Ведь у такого человека должно быть хорошо развито образное и пространственное мышление.

— Как и где находите сюжеты для своих работ?

— Я думаю, что такие картины можно писать только в Одессе. Здесь все окружение этому способствует, атмосфера, аура... И это не так, чтобы я сидел и выдумывал новый сюжет, просто что-то бросается в глаза, запоминается, откладывается где-то на подкорке. И постоянно там живет, видоизменяется, варится. Потом, со временем, рождается. Часто в весьма видоизмененном виде. Но, видимо, именно этот процесс видоизменения и называется творчеством. Вот, например, сейчас я работаю над полотном, где хасиды будут изображены в виде ласточек. Предшествовала этому образу простая история — как-то я шел по улице и приметил, что они издалека в своих черно-белых нарядах очень похожи на ласточек.

— О чем прежде всего должны рассказывать аудитории картины Эмзари Кикнавелидзе?

— Это уже от зрителя зависит. Коннотации навязывать не буду... Очень повлияло на меня старое грузинское кино. Поэтому если кто-то с ним знаком, обязательно найдет что-то родное для себя и в моих картинах. Вообще в Одессе часто говорят о моем искусстве, что оно родилось из грузинских корней и еврейской тематики. Возможно, это действительно так. Я всегда сомневаюсь в своей правоте. Что-то, может, недостаточно понимаю, поскольку воспитывался на основе, так сказать, старых правил, а реальность уже другая, новая... Стараюсь в противовес грубости и вульгарности писать о красивых чувствах.

— А это сейчас не очень модно...

— За трендами я не гонюсь, чего и всем художникам желаю. Выбросьте это из головы, забудьте, только так есть шанс привнести что-то новое и прекрасное в окружающий нас мир. Мы недолговечны, а вот искусство — вечно, о чем никогда не следует забывать.

Действительно, красота «сказочной событийности» Кикнавелидзе, вероятно, и заключается в естественной связи времен, которую художник не только остро чувствует, но и удивительным образом формирует ее закономерность. Он удачно выстраивает собственную сюжетику жанровых приоритетов, а с ними и стилистику живописных приемов, образов в реальном пространстве. Сложная манера письма (многослойная фактурная поверхность, тоновая градация цветов) создает эффект «старой живописи» или забытой фотографии, вносит некую ностальгическую нотку. Личностный контекст полотен не лишает их общественного смысла, потому что вещь и явление здесь абсолютно совпадают. А своеобразие художественной формы только акцентирует внимание на жизненности и убедительности образов Эмзари Кикнавелидзе.

Полотна Эмзари Кикнавелидзе находятся в частных коллекциях Украины, Грузии, России, США, Италии, Германии и Израиля. Почти постоянно его картины экспонируются в Одессе. А в Киеве с 1 до 15 апреля в «Garna Gallery» (ул. Шелковичная, 5) проходит небольшая выставка работ одесских художников — Эмзари Кикнавелидзе, Дмитрия Литвинова и Анатолия Федирко.

София КУЩ Фоторепродукции предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ