Евгения Сагайдачного можно назвать наименее изученным из наиболее величественных украинских художников двадцатого века. До последнего времени, как рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения Александр ФЕДОРУК, его роботы находились вне музейного учета.
— Евгений Сагайдачный принадлежал к кругу бойчукистов, — говорит Александр Федорук. — Его работы дают представление о целостности бойчуковской школы. Даже больше — произведения Сагайдачного расширяют рамки такого явления, как бойчуковская школа.
Интересно, что по происхождению художник — не гуцул. Он родом из Херсона. Впрочем, как отмечает исследовательница творчества художника Мария Иванчук из Косова (Ивано-Франковская область), «схидняку» Сагайдачному удалось интегрироваться в гуцульское декоративно-прикладное, культурное, бытовое пространство благодаря своей эрудированности, интеллекту, а также огромному желанию понять гуцулов; и Гуцульщина с радостью делилась с художником своим культурным и этническим пластом».
Собиранию произведений гуцульского народного искусства Е. Сагайдачный посвятил пятнадцать лет своей жизни. Супруги Сагайдачные за несколько лет пребывания на Гуцульщине собрали уникальную коллекцию изделий народных ремесел и предметов древности. Летом к ним приезжали десятки художников, искусствоведов, студентов со всех концов Советского Союза: из Москвы, Киева, Еревана, Риги, Таллинна. Посетители не просто интересовались экспонатами, они искали в них что-то для себя лично, для собственного творческого роста. Е. Сагайдачный зарисовывал писанки, узоры резьбы по дереву, латунные изделия, его внимание привлекала форма керамических изделий, не проходил также мимо вышивки, ткачества, ковроделия, народных гуцульских ремесел.
Работы художника — в основном станковые вещи. Как объясняет Александр Федорук, у Сагайдачного не было средств, чтобы рисовать маслом, — у него не было ничего, кроме тесной комнатки, карандашей, акварелей и желания творить.
— Художника также считают отцом русского авангарда (русского, а не советского, потому что советским по своему мировосприятию этот художник никогда не был). Именно это спасло его в тридцатые годы от обвинения в буржуазном национализме, а, следовательно, от расстрела. После Петербурга (где он рисовал декорации для театров. — Ред.), Киева в 1932—1946 годах Сагайдачный работал на востоке Украины, а в 1947 г. переехал на запад. На Косовщине отец русского авангарда превратился в хранителя гуцульского творчества, — говорит Мария ИВАНЧУК.
Когда в последние годы творческое наследие Евгения Сагайдачного было, наконец, приведено в порядок — в этом, как рассказывает Александр Федорук, значительная заслуга директора Косовского института прикладного и декоративного искусства Святослава Мартынюка и директора Национального художественного музея Украины Анатолия Мельника — стала возможной экспозиция его работ в Киеве. Это стало событием, ведь из таких имен, как Евгений Сагайдачный, формируется представление об украинской культуре межвоенного периода и первой половины двадцатого столетия.
Работы Евгения Сагайдачного будут экспонироваться в Национальном художественном музее Украины до 29 января. Посетители смогут увидеть около восьмидесяти произведений из коллекций Национального художественного музея Украины, Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого, Коломыйского национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Иосафата Кобринского.