Тридцатого января завершается ІІІ Всеукраинская триеннале художественного текстиля, которая больше месяца длилась в выставочных залах Центрального дома художника в Киеве и о которой «День» сообщал в прошлую пятницу. Организаторам пришлось на неделю продолжить выставку, которая привлекла внимание многочисленных посетителей. «Глубина, подлинность текстиля, его колорит и теплота материала притягивает людей, которые сегодня особенно нуждаются в позитиве. Поэтому на наших выставках всегда много посетителей», — говорит сокуратор Триеннале, член Национального союза художников Украины Тамила ПЕЧЕНЮК.
Идея организации Триеннале художественного текстиля в Украине родилась из желания популяризировать это искусство, которое в Украине имеет тысячелетние традиции. Ведь в то время как украинские художники абсолютно органично вписываются в мировой контекст развития художественного текстиля, в самой Украине не все воспринимают это искусство как высокое. Хотя текстиль укоренен в самых глубоких архетипах нашего мышления, а волокно, сорочка, рушник всегда были для украинцев не просто элементами быта, а символами.
Кстати, концепция ІІІ Всеукраинской триеннале «Ощущение времени. Ренессанс «Рукотворения» тоже отвечает мировым тенденциям. Сегодня момент рукотворения преобладает в мировом искусстве, а особенно в художественном текстиле как искусстве материала.
— Художественный текстиль все больше проникает в поле современного искусства. Известные мировые и украинские художники, которые работают в контемпорари-арт, очень часто обращаются к средствам текстильного выражения, к пластике плетения, — рассказывает сокуратор Триеннале Тамила Печенюк. — Ведь художественный текстиль — это произведение того, что имеет очень глубокий смысл. Еще десять лет тому назад его не считали высоким искусством. А сегодня так же, как на рубеже ХІХ—ХХ веков, поднялась волна голосов против разделения искусства на высокое и приземленное. Есть лишь искусство, которое должно создавать среду для людей. А текстиль как раз создает эстетику нашей среды. В то же время, сегодня принципиально изменилась трактовка традиции в искусстве. Это уже не просто повторение чего-то, что было раньше, стремление сохранить вещи из прошлого. Традиция обращается к более глубокому содержанию, к первоосновам искусства. Нить, волокно — это первооснова. А посредством волокна или нити можно создать картину современной жизни.
Присутствие в каждой представленной работе идеи и креатива возвышает художественный текстиль над декоративно-прикладным искусством. О смысловом наполнении своих работ «Дню» рассказала одна из участниц ІІІ Всеукраинской триеннале художественного текстиля, автор работы «Рушничок для Энди Воргола» (о которой «День» упоминал в публикации на прошлой неделе), львовская мастерица Оксана БОРИСОВА:
— Работая над «Рушничком...», я не случайно использовала статью газеты «День» именно из рубрики «Культура». Вообще в моей работе слово «культура» доминирует. Энди Воргол — гениальный популяризатор, автор всех тех принципов, которые сегодня используются в шоу-бизнесе, был украинцем по происхождению. Я хотела это подчеркнуть. Вырезка из газеты — это воплощение украинской современной культуры, которая по-разному вплетается в портрет Энди Воргола. В итоге, внутренняя деформация портрета происходит за счет вмешательства современности. Завершение и начало моей работы выполнены в виде традиционного украинского «перебора», собственно, потому и название — «Рушничок...». Этой работой я хотела передать своеобразный меседж от современного украинского искусства искусству Энди Воргола, напомнить о его происхождении, корнях.
Несколько лет назад я представляла на выставке работу «Пресс-ааа». Это была своеобразная инсталляция — панно, тканное газетными вырезками, переходило в огромный свиток газет. Оно символизировало, что человек постоянно противостоит нашествию информации, тому информационному прессу, который на нас накатывается с первых шагов жизни. А сегодня меня больше волнует экологическая тематика. В действительности, художники текстиля передают в своих работах собственные впечатления, временами они носят характер манифестации, и их всегда можно определенным образом расшифровать.