Недавно Тернопольский академический театр им. Тараса Шевченко напоминал крепость в осаде. Афиша извещала о премьере «Мати-наймички» в постановке Копычинского народного театра им. Богдана Лепкого, одного из наиболее известных любительских театральных коллективов не только на Тернопольщине, но и в Украине. Пьесу, написанную по Шевченковской поэме И. Тогобочным, поставил Орест Савка, неизменный режиссер и руководитель любительского коллектива. Посвященный 190-й годовщине со дня рождения Тараса Шевченко спектакль стал долгожданным подарком тернопольцам, которые свято почитают Кобзаря.
В день премьеры «Мати- наймички» в Тернополе зритель пришел уже второй раз в этот день, потому что спектакль по разным административным причинам сначала переносился на другой день, потом на другое время. Но ни актерам народного театра, ни, тем более, Оресту Савке, который привык работать в жестких условиях, было не впервой приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам. Потому что любительское искусство современной Украины, которая давно уже бросила его на произвол судьбы, — это дело фанатиков, которым приходится часто работать не благодаря, а вопреки. Без фанатичного желания заниматься любимым делом невозможно стать профессиональным режиссером любительского коллектива, который держится исключительно на доброй воле актеров — у них своя, наполненная борьбой за выживание жизнь, работа, семейные обстоятельства, — и, конечно, на железной воле и выдержке режиссера.
Впрочем, силы воли Оресту Савке не занимать. И не привыкать ни к финансовым трудностям, ни к форс- мажору. Кто сможет оценить изнурительный труд в условиях постоянных финансовых затруднений? Конечно, народ. Госпожа Дарья Чубата, глава «Просвіти» г. Тернополя, так и оговорилась: «Вы носите звание заслуженного, но для нас вы давно уже народный». Оговорилась госпожа Дарья потому, что звание заслуженного деятеля искусств никак не догонит Ореста Савку. Но пока оно его догоняет, он остается народным режиссером. Народным любимцем.
Приезду актеров из маленького городка Копычинцы, на всю Украину прославившегося своим народным театром, содействовала тернопольская организация общества «Просвіта». Поэтому в битком набитом зале собралось много просвитян, которые помнят пьесу еще со времен своей добольшевистской молодости.
Когда зритель заполнил зал, перекрыв все проходы, а занавес уже начал подниматься вверх, настала кромешная тьма. Думаете, началось представление? Как бы не так: какая-то коварная сила вырубила свет во всей центральной части города. Зал взорвался возгласами негодования. Главе тернопольской «Просвіти», представителю облгосадминистрации и самому режиссеру пришлось долго убеждать взбудораженного зрителя, что это не провокация, а всего лишь досадная авария на линии электропередачи. Зритель не очень в это поверил, однако все решили терпеливо ждать, когда появится электричество, — несмотря на то, что много пожилых людей были вынуждены стоять в проходах.
Зато пели песни. И, возможно, единодушие в песне благотворно повлияло на ситуацию, потому что через полчаса свет появился и начался спектакль.
Зритель, затаив дыхание, вглядывался и вслушивался во все происходящее на сцене. И, хотя всем был известен сюжет Шевченковской поэмы, зал искренне сочувствовал судьбе матери, которая боялась открыться собственному сыну, чтобы не опозорить его. Что же так растрогало зрителя в этой драматургически бесхитростной пьесе? Во всяком случае моральные каноны, которые выглядят полным анахронизмом, однако не оставляют безразличными, — у зрителя вызывают слезы сочувствия и очищения.
Были в тот вечер между вздохами и слезами много цветов и «Многая лета» в честь актеров, которые искренне дарили зрителю свой талант и любовь к Кобзарю.