Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Настоящий Ван Гог — в картинах и письмах

22 апреля, 1996 - 20:03

На протяжении трех месяцев в Королевской академии искусств в Лондоне проходила уникальная выставка. На ней представлены картины мастера, написанные на полотне, бумаге и в письмах. Ван Гог — единственный художник, который на протяжении своей короткой жизни так много говорил о своем творчестве, преимущественно в письмах к брату Тео и нескольким друзьям. На выставке, названной «Настоящий Ван Гог: художник и его письма» были отобраны экспонаты по основным темам писем — цвет, портрет, естественные циклы, а также ощущение места Ван Гогом, выраженное в работах, написанных в Голландии и Франции. По словам Сэра Николаса Гримшоу, президента Королевской академии искусств, сорок оригиналов писем с эскизами картин, о которых писал своему брату Ван Гог, экспонируются рядом с работами, на которые они основываются. Эта выставка — результат 15-летних исследований Лео Янсена, Ганса Люйтена и Нинке Баккера, научных работников музея Ван Гога в Амстердаме.

Начинается выставка с достаточно грустных пейзажей, выполненных углем, тушью и карандашом на бумаге. Это датские пейзажи: озеро с водяными лилиями, поле в селе, заброшенная дорога, засохшее дерево, за которым никто не ухаживает, одинокие человеческие фигуры. Постоянное рисование карандашом дает Ван Гогу лучшее понимание рисунка, его форм. А затем в работах акварелью и гуашью понемногу начинает появляться цвет: красные крыши домов, яркие осенние листья. Съездив во Францию, Ван Гог, как и многие другие художники, был в восторге от импрессионистов и их смелого использования цветов. Изучая «вопрос цвета», он рисует натюрморты, в основном цветы, использует принципы контраста: зеленый рисует рядом с красным, синий — с оранжевым, фиолетовый — с желтым. В то же время, увлекается деревянной гравюрой, мода на которую пришла тогда из Японии. Постепенно и до конца своей жизни Ван Гог перешел к самым неожиданным и самым смелым сочетаниям цветов, — редко какой художник позволит себе такую откровенную цветовую гамму. «С одного и того же человека можно написать множество портретов, — написал Ван Гог. — Это мое выражение, которое я нарисовал со своего отражения в зеркале, и которое сейчас находится у Тео: розово-серое лицо с зелеными глазами, волосы цвета пепла, морщины на лбу и вкруг рта, жесткая, будто деревянная, щетина, яркая рыжая борода, запущенный и грустный... Вы скажете, что это немного похоже на... лицо смерти. Но в любом случае, не такое ли это изображение, которое можно назвать отличающимся от фотографии? И это именно то, что называют Импрессионизмом, — наконец, это не банально, это поиск более глубокого понимания, чем фотография». На пике своего творчества Ван Гог умер, прожив жизнь в очень небольшом достатке, продав лишь одну картину, но оставив грандиозное достояние. Он начал писать в 27, а умер уже в 37-летнем возрасте. И как интересно и содержательно — посмотреть картины Ван Гога, а рядом с ними письма, которые он собственноручно написал и зарисовал в них свои же картины. Невероятно, как много именно слова могут сказать о художнике.


Фото c сайтoв hoist.com.ua, matvey.mobi

Анастасия КОХАН, Лондон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ