Александр Гнилицкий всегда принадлежал к пятерке топа украинской «новой волны», основателей и участников ключевых украинских художественных течений. Он одним из первых начал экспериментировать с видеоартом, но после экспериментальных 1990-х, инсталляций и видео, в 2000-х вернулся к живописи. Чрезвычайно интересны не только его работы, но и внутренний мир.
Чтобы воспроизвести интимность творчества художника, организаторы выставки собрали его автопортретные и портретные работы, написанные в разный период жизни. Среди картин художника более всего поражают полотна «Автопортрет в автозеркале» и «Автопортрет в виде Моцарта», для которых характерен тот аутентичный психоделичный романтизм, который выделяет работы Гнилицкого в современной живописи.
Интересно, что организаторы мероприятия стремятся не столько популяризировать полотна, сколько помочь посетителям углубиться во внутренний мир художника, его авторский стиль. Куратор проекта Оксана БАРШИНОВА рассказала «Дню», что акценты выставки действительно несколько смещены в сторону личности художника: «Мы хотели бы показать Гнилицкого прежде всего таким, каким его помнят его современники. Для первой музейной выставки такой вариант является наиболее интересным; это лишает художника ненужного «бронзового» лоска классика. Тем более, что и его творчество, как и работы его коллег, дают прекрасную возможность представить художника через, условно говоря, автопортрет и портрет. Такой замысел дает возможность показать работы всех периодов творчества — от раннего (в 1979 году) до последнего — и представить то жанровое и видовое многообразие, которое было в целом характерно для Гнилицкого как художника».
Для украинского искусства Александр Гнилицкий стал действительно революционным, положив начало в 1990-х таким жанрам, как инсталляция и видеоарт. Его работы специалисты относят к актуальному искусству, которое в Украине, к сожалению, не имеет повышенного спроса, хотя позитивные тенденции все же прослеживаются: «Из музейного опыта могу сказать, что выставки актуального искусства действительно наиболее посещаются. Мне кажется, что здесь свою роль играет все большая открытость мира. Люди путешествуют, видят это искусство в Интернете, они все больше понимают, что мир стремительно развивается, что искусство не может быть таким, как было еще до недавнего времени. Что искусство — это довольно подвижная субстанция, и само актуальное искусство, нравится оно или нет, является зеркалом современности, нас самих», — говорит пани Оксана.
Стоит сказать, что, кроме произведений Гнилицкого, экспозиция будет содержать произведения художников, которые изображали Гнилицкого (В.Цаголов, И.Чичкан, А. Сай, А. Ройтбурд, К. Гнилицкая и др.), а также фотографии и видео 1980-х — 2009 гг. (среди которых, в частности, фотографии В.Рябченко, А. Друганова, А. Шевчука, К.Проценко). В работах своих друзей и коллег Гнилицкий выступает героем перформансов, фотопостановок, видеоарта, объектов и тому подобное, то есть участником жизни определенного художественного круга, который сформировал важный этап в развитии украинского искусства конца ХХ — начала ХХІ веков.