Прошлым летом в стенах Национального художественного музея Украины стартовала первая выставка грандиозного проекта, который ставит своей целью ознакомить почитателей живописи с полотнами из фондохранилища. Эта выставка представила творчество художников Южной Пальмиры. А на прошлой неделе в музее открылась новая экспозиция проекта «Художники Слобожанщины», посвященная творчеству украинских художников конца ХІХ — начала ХХ веков. Куратор выставки Ольга Жбанкова рассказала «Дню» об уникальной живописи этого региона.
— Бесспорно, она имела чрезвычайно большое влияние на общий процесс развития национального изобразительного искусства, — говорит госпожа Ольга. — И не только потому, что мастера здесь славились своими пейзажами. Именно в Харькове, не в Киеве и не во Львове, возникла первая живописная школа как такова. Кстати, музей хранит некоторые карманные альбомы, очерки учеников и учителей этой школы, которые имеют не только художественную, но и историческую и документальную ценность. Они производят не меньшее эстетичное впечатление, чем полноценные полотна. Некоторые из них интересны своими сюжетами. Возможно, авторы работали над этими зарисовками исключительно для своего удовольствия и не планировали их для экспонирования. Иначе как объяснить рисунок Марии Раевской-Ивановой, где изображена женщина с папиросой? (Напомним, что это был конец ХІХ в.) Стоит отметить, что Раевская-Иванова сыграла незаурядную роль в создании и становлении вышеупомянутой первой школы живописи.
Интересно, что в творчестве художников Слобожанщины сложно проследить определенные тенденции и закономерности. Представьте, вы рассматриваете спокойные пейзажи Левченко, Беркоса, Ткаченко, которые несут в себе реалистичные принципы миропонимания, поэтическое изображение природы, а рядом — полотна Прохорова, где изображаются события Первой мировой войны. Искусствоведы отмечают, что этот художник заслуживает особого внимания, ведь в его творчестве проглядывается определенная социальная, историческая, политическая почва, а также автобиографические моменты.
Конечно, на такую мощную ветвь живописи имели влияние и общеевропейские живописные традиции, отмечает куратор выставки. В творчестве Васильковского трансформировались наработки французских мастеров-барбизонцев, что в конечном итоге способствовало воссозданию «живой атмосферы» в его пейзажах. Влияние импрессионистов также является важным для формирования той же таки пейзажной школы. Хотя здесь есть один существенный момент — слобожанские художники удачно соединили восхищение с динамикой, многоцветными нюансами, световоздушными эффектами. Например, Левченко пытался изобразить природу живой, как результат — неподвижность больше не казалась неподвижностью.
«Благодаря такой широкой географии живописных тем и традиций мы не имели проблем с упорядочиванием выставки, — говорит Ольга Жбанкова. — Наоборот, такая спонтанность в их представлении позволила нам как можно лучше показать специфику слобожанской живописи».
Ольга Борисовна рассказала также о сплоченности этих художников. Все они находили друг друга, общались, перенимали опыт коллег. Васильковский и Ткаченко, например, были воспитанниками Безперчего, который всегда хотел, чтобы ученики превзошли его.
Проект Национального художественного музея ценен тем, что он имеет целью показать произведения, которые не попали в поле зрения украинцев лишь из-за ограниченности площади выставочных залов. Хотя эти шедевры не заслуживают неутешительной судьбы годами покрываться пылью в фондохранилищах. Уже в следующем году музей подготовит новую экспозицию этого проекта. Картины опять будут подобраны по региональному признаку. Фонд музея чрезвычайно богат. Ему есть что показать.
Изображения предоставлены Национальным художественным музеем Украины