Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неофициальные цвета и образы

И мир, и мы сами только начинаем открывать для себя украинский художественный андеграунд ХХ века
9 сентября, 2010 - 19:20
ВИКТОР РЫЖИХ. ПЕЙЗАЖ «СЕНА». 1989 г. («РАЗРЕШЕННОЕ ИСКУССТВО») / ОЛЬГА ОТРОЩЕНКО. «ЦВЕТЫ МОИ». 1994 г. («ТИХАЯ ЖИВОПИСЬ») ЛЮБОМИР МЕДВИДЬ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ ИЗ СЕРИИ «ПРИТЧИ». 1995 г. («НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»)

Украинский андеграунд нуждается в осмыслении и понимании.

Ведь сложность и многообразие стилей, которые использовали андерграундные художники, и даже отличия в личных общественно-политических позициях артистов еще до сих пор не получили однозначных оценок экспертов и критиков.

Отсюда — и разногласия в определении и классификации того художественного наследства, которое оставил по себе украинский андеграунд.

Достаточно часто понятия «андеграунд» отождествляют с «неофициальным искусством».

Однако существует и другая точка зрения.

Некоторые арт-критики считают, что это разные художественные течения являются проявлениями более широкого явления — нонконформизма.

Но если андеграунд олицетворяет наиболее радикальные формы художественного сопротивления тоталитаризму (сюда относятся работы социально-политической окраски, их авторов власть преследовала или запрещала), то неофициальное искусство по сути своей более умерено.

В Национальном художественном музее на протяжении месяца экспонируется выставка «Цвета и образы украинского искусства ХХ века», посвященная творчеству украинских художников 60-90-х годов.

Представленные работы как раз и помогают посетителям постичь отличия в оттенках и настроениях работ художников разных направлений.

Украинский андеграунд (неофициальное искусство) представлен на выставке одесским, львовским и киевским художественными центрами. У этих центров также были определенные отличия.

Что и не удивительно, ведь уровень общественно-политической жизни, степень открытости информационным влияниям Запада в перечисленных городах были разными.

Например, Львов, где традиция модернизма не перерывалась и в советское время, представлен зрелыми произведениями Любомира Медвидя и Николая Шимчука.

Работы киевских художников Якима Левича, Александра Дубовика, Валерия Ламаха свидетельствуют о том, что для них определяющей была интеллектуальная составляющая произведения.

Одесское искусство представлено работами Людмилы Ястреб, Виктора Маринюка и Виктора Стрельникова.

В то же время, эксперты выделяют еще несколько направлений в украинском искусстве советского периода. Так называемое «разрешенное искусство» относят к 70-80-м годам.

Работы его представителей — Виктора Рыжих, Галины Неледвы, Галины Григорьевой, Юрия Луцкевича, Зои Лерман апеллировали к народной традиции, мировому классическому искусству, украинскому барокко.

Художникам этого направления иногда даже позволялось принимать участие в официальных выставках, в отдаленных выставочных залах.

Другое измерение украинского искусства советского времени — это «тихая живопись», представленная на выставке произведениями Елены Яблонской, Бориса Рапопорта, Ольги Отрощенко.

Эти художники избегали общественно-политических тем и отдавали преимущество пейзажам и натюрмортам, выполненным хотя и не в стиле академической живописи, но все же без апелляции к острым социальным моментам.

Виктория СКУБА, «День». Фоторепродукции Константина Гришина, «День» с выставки Национального художественного музея Украины «Цвета и образы украинского искусства ХХ века»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ