Украинский андеграунд нуждается в осмыслении и понимании.
Ведь сложность и многообразие стилей, которые использовали андерграундные художники, и даже отличия в личных общественно-политических позициях артистов еще до сих пор не получили однозначных оценок экспертов и критиков.
Отсюда — и разногласия в определении и классификации того художественного наследства, которое оставил по себе украинский андеграунд.
Достаточно часто понятия «андеграунд» отождествляют с «неофициальным искусством».
Однако существует и другая точка зрения.
Некоторые арт-критики считают, что это разные художественные течения являются проявлениями более широкого явления — нонконформизма.
Но если андеграунд олицетворяет наиболее радикальные формы художественного сопротивления тоталитаризму (сюда относятся работы социально-политической окраски, их авторов власть преследовала или запрещала), то неофициальное искусство по сути своей более умерено.
В Национальном художественном музее на протяжении месяца экспонируется выставка «Цвета и образы украинского искусства ХХ века», посвященная творчеству украинских художников 60-90-х годов.
Представленные работы как раз и помогают посетителям постичь отличия в оттенках и настроениях работ художников разных направлений.
Украинский андеграунд (неофициальное искусство) представлен на выставке одесским, львовским и киевским художественными центрами. У этих центров также были определенные отличия.
Что и не удивительно, ведь уровень общественно-политической жизни, степень открытости информационным влияниям Запада в перечисленных городах были разными.
Например, Львов, где традиция модернизма не перерывалась и в советское время, представлен зрелыми произведениями Любомира Медвидя и Николая Шимчука.
Работы киевских художников Якима Левича, Александра Дубовика, Валерия Ламаха свидетельствуют о том, что для них определяющей была интеллектуальная составляющая произведения.
Одесское искусство представлено работами Людмилы Ястреб, Виктора Маринюка и Виктора Стрельникова.
В то же время, эксперты выделяют еще несколько направлений в украинском искусстве советского периода. Так называемое «разрешенное искусство» относят к 70-80-м годам.
Работы его представителей — Виктора Рыжих, Галины Неледвы, Галины Григорьевой, Юрия Луцкевича, Зои Лерман апеллировали к народной традиции, мировому классическому искусству, украинскому барокко.
Художникам этого направления иногда даже позволялось принимать участие в официальных выставках, в отдаленных выставочных залах.
Другое измерение украинского искусства советского времени — это «тихая живопись», представленная на выставке произведениями Елены Яблонской, Бориса Рапопорта, Ольги Отрощенко.
Эти художники избегали общественно-политических тем и отдавали преимущество пейзажам и натюрмортам, выполненным хотя и не в стиле академической живописи, но все же без апелляции к острым социальным моментам.