Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Невидимки из натюрмортов

В залах галереи «Хлебня» — новая выставка современного искусства
13 августа, 2015 - 16:16
ВЕЩИ «РАССКАЗЫВАЮТ» О ЛЮДЯХ ЧЕСТНО И КРАСНОРЕЧИВО. НА ФОТО — КАРТИНА МАРТЫ БАЗАК «ФИОЛЕТОВЫЙ НАТЮРМОРТ»

Многие знают, что слово «натюрморт» происходит от французского выражения «мертвая природа». Впрочем, по сути любой натюрморт изображает нечто живое, иногда даже возрожденое из небытия. Организаторы выставки «(Не)видимое присутствие. Современный украинский натюрморт» в «Хлебне», что на территории заповедника «София Киевская», ссылаются на американского искусствоведа Нормана Брисона. Тот утверждал: хотя натюрморт по определению исключает присутствие человека, он незримо присутствует на каждой такой картине. Ведь вещи «повествуют» о своих создателях или владельцах, об обществе вокруг честно и красноречиво. На выставке в «Хлебне» собрано около 50 живописных и графических работ, созданных украинскими художниками за последние 15 лет. К подготовке проекта приобщилась Дирекция художественных выставок Украины.

«В этом году отмечают столетие «Черного квадрата» Малевича. Сто лет назад важную роль в искусстве играл натюрморт, в этом жанре проводили много экспериментов. Собственно, кубизм, который очень повлиял на Малевича, фактически весь строился на натюрмортах. Поэтому мы посвящаем выставку столетию важного периода в истории натюрморта и показываем, что происходит в этом жанре сегодня», — делится искусствовед и сокуратор выставки Святослав Яринич. Специалист отмечает, что натюрморт будто существует на современном арт-рынке, это — важный элемент художественного образования, но на масштабных выставках актуального искусства произведений в этом жанре почему-то не очень много.

НАТЮРМОРТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ — АБСТРАКТНЫЕ И РЕАЛИСТИЧНЫЕ. НО ЧЕЛОВЕК НЕЗРИМО ПРИСУТСТВУЕТ В КАЖДОЙ ТАКОЙ РАБОТЕ

Работы на выставке «(Не)видимое присутствие» очень разные. Это и сочные абстрактные картины Ахри Аджинджала, и меланхоличные реалистичные натюрморты Матвея Вайсберга, и легкая графика Алексея Белюсенко. Взрыв цветов — в работах Ирины Еремеевой, в «уютной» спокойной гаммме рисует Марта Базак. Ткань, которая часто служила фоном, была второстепенной в классическом натюрморте, на полотнах Бориса Фирцака становится главным «героем». «Натюрморт дает большое раздолье: можешь поиграться с формой и цветом, проверить, оценить свое самоощущение, — делится художник Ахра Аджинджал. — Мне интересно сопоставлять разные предметы и формы. С натуры не пишу. Бывает, запоминаю, как лежат какие-то вещи, но в основном придумываю сюжеты. В последнее время мои натюрморты становятся абстрактнее, приобретают более свободную форму».

Коробки из-под вина и средства для мойки посуды, салфетки и карты обретают вторую жизнь в работах Олеси Джураевой. На таких материалах художница напечатала серию линоритов. «Наверное, шесть лет создавала эту серию. В ней представлены вещи, которые меня окружают и которые я люблю, — признается Олеся Джураева. — Эта натура всегда рядом. Я изучаю ее, подмечаю наиболее интересные моменты. Здесь — лишь часть серии. Иногда натюрморт перекликается с материалом, на котором воспроизведен. Старые бокалы я напечатала на коробке из-под вина, чашки для кофе — на салфетках из кафе. Так у работ появляется новое содержание».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА, КОТОРЫЙ В ПРОШЛЫЕ ВЕКА ЧАСТО СЧИТАЛИ НЕСЕРЬЕЗНЫМ И «НИЗКИМ», ВЫЗЫВАЮТ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И НАВОДЯТ НА ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Художник Матвей Вайсберг рисует натюрморты нечасто, и такие работы у него тесно связаны с какими-то жизненными коллизиями. На выставке в «Хлебне» представлены две картины художника. На одной — цветы, изображенные из окна больничной палаты, на другой — большая плетеная корзина с яблоками. «Корзина рисовал на пленэре в монастыре в Каунасе. В корзине — яблоки из монастырского сада, которые монашки оставили для посетителей. Белая колонна, плетеная корзина — это очень красиво, это поразило меня, городского жителя, — говорит Матвей Вайсберг. — Натюрморт — серьезный и сложный жанр. Наверное, в нем можно рисовать почти все. Вопрос — кто это делает. Должен быть определенный катарсис, художник должен пропустить через себя сюжет, а не просто демонстрировать предметы».

Выставка «(Не)видимое присутствие. Современный украинский натюрморт» продлится в залах «Хлебни» до 20 сентября.

Мария ПРОКОПЕНКО, фоторепродукции Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ