Торбан украинцы видят ежедневно, но играют на нем единицы. Модный в XVIII веке струнный щипковый инструмент, сородич лютни, был уничтожен отчасти во время Российской империи, отчасти — в советские времена. Сейчас самый простой способ увидеть торбан — посмотреть на оборот купюры в десять гривен, где он изображен. Вероятно, соседство с Иваном Мазепой на купюре не случайно — до нас дошли рисунки торбанов гетмана.
Мастер музыкальных инструментов Вадим Викснин почти десять лет назад взялся возрождать торбан. В частности, сделал точную копию торбана Мазепы. Дома у Вадима — домашний музыкальный ансамбль. Его пятеро детей учатся музыке, играют на виолончели, скрипке, флейте. Дочь мастера Мария Викснина, среди прочего, играет на торбане. Мы побывали в гостях у Вадима Викснина и узнали несколько секретов старинного украинского инструмента.
ГЕРБ МАЗЕПЫ — ИЗ КЛАВИШ... РОЯЛЯ
На коленях у Вадима Викснина — точная копия одного из торбанов Мазепы. Мастер сделал его по описанию инструмента, который ранее находился в Черниговском историческом музее. Сам инструмент уничтожили во время освобождения города от немцев — разбомбили музейное хранилище. «Сверху торбан был опоясан кленовой лентой — вот она, пожалуйста, — показывает свое творение Вадим Викснин. — Также инструмент был опоясан 32 рейками палисандрового дерева с кленовыми прослойками — все повторяю. Головка и шейка торбана — из палисандра, колки и накладка на гриф — из эбенового дерева. Герб Мазепы изготовлен из слоновой кости — вырезал его из клавиш дореволюционного рояля». С этим инструментом часто выступала дочь мастера Мария, но в прошлом году он сломался. Вадим Викснин сделал другой торбан, а этот, возможно, со временем переделает.
ВАДИМ ВИКСНИН С КОПИЕЙ ТОРБАНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ
ПОЯВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
Есть несколько версий происхождения инструмента. «В Польше торбан считают украинским инструментом, в Украине — польским. Чтобы не заниматься инструментом, нужно списать его на кого-то», — улыбается Вадим Викснин. Мастер предполагает, что родиной торбана может быть Австрия. «Одним из первых известных торбанистов был выходец из семейства Видартов, — поясняет Вадим Викснин. — Он родился во второй половине XVIII века в Австро-Венгрии. Играл интересным способом: инструмент горизонтально клал на колени. Сегодня так играют на австрийской цитре. И торбан, по некоторым моим исследованиям, является предшественником цитры». Торбан был распространен в Речи Посполитой, на нем играла почти вся польская шляхта и часто — представители казацкой старшины.
Когда-то инструмент был популярен и в России. В Санкт-Петербурге сегодня находится большая коллекция торбанов. «Почти у всех дореволюционных писателей Украины и России есть упоминания о торбане, который впоследствии жестко искореняли. Торбан вспоминается у Салтыкова-Щедрина, у Льва Толстого, у кого-то из декабристов...» — перечисляет Вадим Викснин.
ЗАБВЕНИЕ
Уничтожение инструмента началось во времена Российской империи, при советской власти этот процесс достиг пика. «Большинство песен для торбана прославляли честь казака, славу украинского оружия. К тому же на инструменте играл гетман Мазепа, которому до сих пор поют анафему во всех российских церквях, — объясняет Вадим Викснин. — И вот в одном словаре 1917—1918 годов пишут, что, поскольку торбан очень сложный в изготовлении и техника игры на нем сложная — хотя торбан был в быту простолюдинов — инструмент считается неперспективным и подлежит забвению. Вообще, в советские времена уничтожили все украинские инструменты для исполнения классической музыки».
...И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Вадим Викснин, хотя и имеет среди предков бандуристов и скрипичных мастеров, торбаном заинтересовался случайно. «Всю жизнь занимался изготовлением скрипок, ремонтом фортепиано. И вот перестройка, независимость. В доме не было ни копейки, нужно было кормить семью, и я устроился на фабрику мебели, — вспоминает Вадим Викснин. — Вдруг знакомый рассказал, что один человек хочет заказать колесную лиру и ищет мастера, который бы ее сделал. Я обрадовался, меня это заинтересовало, обещал подумать. Начал изучать материалы о колесной лире, о кобзе, бандуре, а со временем и до торбана дошло».
Сначала Вадим Викснин сам играл на торбане — в одной тональности. Вдруг — «шок и потрясение» — у дореволюционного исследователя мастер прочел, что на торбане могли играть в разных тональностях, исполняли изысканные авторские произведения. Вадим Викснин не стал переучиваться, а вот дочь Мария около восьми лет играет на торбане, используя все возможности инструмента. Таких, как она, в Украине, да и в мире, — единицы.
Сейчас мастер хочет создать еще один торбан. Изготовление такого инструмента отнимает немало сил, времени, средств. Единственный, кажется, неограниченный ресурс мастера — его энтузиазм. «Коллеги из Германии, Франции, Америки спрашивают, какие государственные дотации, гранты мне выделила Украина. Молчу в ответ, потому что никакой помощи не получаю», — пожимает плечами Вадим Викснин. Хочется верить, что торбан, неожиданно возрожденный после столетнего забвения, не исчезнет снова.