Говоря об испанской кухне, невозможно не упомянуть о местных традициях и культуре отношений вообще. Изысканная еда для испанцев — один из элементов удовольствия. Как путешествия. Как шопинг для женщин. Испанцы имеют вкус к жизни. Известная поговорка «всегда наслаждаться — значит не наслаждаться никогда» — не о них. Обычно они растягивают свой обед на всю сиесту, то есть часа на три. Так же с ужином, который, как правило, начинается с аперитива в баре, продолжается в ресторане и в конечном итоге может завершиться снова в баре. Уже другом, конечно. Застолье сопровождается эмоциональным общением на фоне зажигательной музыки и экспрессивного фламенко. Такими увидела мадридцев и барселонцев сценарист, телеведущая, генеральный директор «Студия 25» Валентина МОРОЗОВА, которая в свое время, увлекшись испанской культурой, хорошо овладела языком. Примечательно, что гидом Валентины по стране и ее гастрономическим особенностям был, в частности, известный режиссер и сценарист Хосе Мигель Хуарес.
— Валя, чем тебя привлекла Испания?
— Мне — полуукраинке, полугрузинке испанцы кажутся несколько похожими на грузин. Своим темпераментом и вкусом к жизни. Даже внешне. Как известно, между южными народами существует известное сходство.
— Так говорят. Например, когда речь идет об искусстве ничего не делать, а просто наслаждаться, которым блестяще владеют что итальянцы, что испанцы. Кстати, это ярко показано в фильме режиссера Райана Мерфи «Ешь, молись, люби».
— Так вот, еще в институте увлеклась испанской культурой. Федерико Гарсия Лорка — любимый поэт (его читала в оригинале — испанский начала учить с 13 лет самостоятельно), Пабло Пикассо и Сальвадор Дали — любимые художники, Луис Буньюэль Портолес и Педро Альмодовар — режиссеры. Но, не считая книги и фильмы, мое непосредственное знакомство с этой страной произошло только в прошлом году. За такую многолетнюю любовь я была вознаграждена сполна. А именно знакомством с продюсером, сценаристом и режиссером Хосе Мигелем Хуаресом, в чьем резюме — сотрудничество с Анджелиной Джоли, Антонио Бандерасом, Габриэлем Гарсией Маркесом (как сценаристом), Педро Альмодоваром... В итоге побывала на съемочной площадке, увидев, как снимается современное испанское кино; много бродила по улочкам Мадрида и Барселоны, именно там можно встретить очень колоритные типажи — ну, хоть сразу приглашай их к работе над фильмами; погрузилась в водоворот вечерней жизни, которая заканчивается далеко за полночь...
— Тебе больше понравился Мадрид или Барселона?
— Барселона. Однако не стоит об этом говорить мадридцам. Впрочем, как и барселонцам, мол, кому-то понравился Мадрид. Хоть города и очень разные: один деловой, другой — курортный, однако между ними издавна чувствуется ревность. Настолько, что в любой другой стране барселонец никогда не скажет, что приехал из Испании. Он гордо сообщит, что из Барселоны.
К слову, и кухня этих двух регионов несколько отличается. Естественно, что в Каталонии, к которой принадлежит Барселона, преобладают морепродукты.
— Расскажи, а что представляет собой тот знаменитый несколькочасовой ужин с песнями и танцами, который начинается в баре, продолжается в ресторане... Кстати, было ли угощение, поразившее тебя больше всего?
— Мои друзья водили меня в разные рестораны. Даже в те, которые награждены звездой Мишлен, наличие которой свидетельствует о высоком уровне кухни заведения. Их может присваиваться до трех. Владелица наибольшего количества звезд, очевидно, французская кухня. Но испанская также не отстает.
Но любой ресторанчик, что называется, средней руки в Мадриде или Барселоне привлекателен в плане меню и цен. Итак, ужин по-испански. Он начинается около десяти часов вечера. Обычно в давно (или недавно) облюбованном баре выпивается бокал-второй вина. Вино смакуется. За ним, как правило, не обсуждаются дела уходящего дня или дня грядущего. Вместо этого речь идет о вещах приятных. Как-то Хосе Мигель мне сказал, что испанцы могут решать проблемы, по крайней мере, за обедом, а на вечер отвлекаются от них. «Проблемы будут всегда. Те или иные. Так за ними может пройти жизнь», — он сделал свой вывод. После этого они садятся за руль и едут в ресторан. (Испанцы знают свою меру, наверное, поэтому нигде не видела пьяных). Там заказывается сразу несколько блюд. Их ставят посредине стола, и каждый берет себе, сколько пожелает. Наиболее культовые — знаменитый хамон и паэлья. Так как я не ем мяса, то отдавала предпочтение паэлье с морепродуктами. Также она бывает с курицей и овощами.
Испанцы разговаривают громко и эмоционально, при этом темпераментно жестикулируя. Могут внезапно, оборвав разговор на полуслове, пуститься в танец. Затем, снова присев, непринужденно продолжают его. Трапеза завершается далеко за полночь.
Вечером их бытие кажется беззаботным и беспечным. На самом деле это не так. Страна еще приходит в себя после финансового кризиса. Удерживается довольно высокий процент безработных. А тем, у кого есть работа, приходится много работать. Очевидно, такой образ жизни в некоторой степени обусловлен климатом. А также — национальным характером, мировоззрением.
В упомянутом тобой фильме «Ешь, молись, люби» некоторым городам герои дают характеристики. Например, Нью-Йорк называют амбициозным, Лондон — снобистским, Стокгольм — конформистским. Так вот, и Мадрид, и Барселону я бы назвала преисполненными любви к жизни.
— Я знаю, что по твоему приглашению Хосе Мигель приезжал в Киев. Каковы его впечатления? А от украинской кухни? Кстати, его приезд повлечет за собой совместные проекты?
— Хотя среди героев документальных и телевизионных проектов Хосе Мигеля были и украинцы — в Испании проживает более 300 тысяч наших соотечественников, — однако тот мало знал об Украине. Это и не удивительно, мы не артикулированы миру. Поэтому я презентовала ему произведения Николая Гоголя и Юрия Андруховича в испанском переводе; фильмы Киры Муратовой, «Мамай» Олеся Санина (к сожалению, они без английских субтитров), короткометражки, клипы; CD украинской старинной и современной музыки, например, «Вночі» и Dolce Vita «Океана Ельзи». Он был поражен нашей богатой культурой. Киево-Печерскую лавру назвал православным Ватиканом и удивлялся, почему об этой историко-архитектурной достопримечательности так мало знают в Европе...
Конечно же, Хосе Мигелю пришлась по вкусу украинская кухня. Едва ли не во всех ресторанах он заказывал борщ — что на обед, что на ужин. С удовольствием ел деруны и смаковал водку.
Естественно, он приехал не просто так, у нас есть планы относительно совместных украинско-испанских проектов в кино и на телевидении. Но подробнее о них я расскажу ближе к их воплощению.
— Валя, а какие из блюд испанской кухни практикуешь дома?
— Прежде всего, паэлью с морепродуктами. К отваренным мидиям и креветкам добавляются обжаренные на сковороде морские гребешки. Отдельно отваривается рис, в который добавляются специи: красный перец и мускатный орех. В оливковом масле тушится лук, добавляется болгарский перец, петрушка и чеснок. Все ингредиенты перемешиваются. Можно добавить немножко креветочного бульона и потушить еще пять минут. Блюдо готово.
К паэлье, как и к легким салатам, подойдет традиционный местный слабоалкогольный напиток — сангрия. К красному вину — его выбираю с малым содержанием алкоголя — добавляются разнообразные фрукты, а также сахар и корица. По вкусу. Перед добавлением к вину фрукты можно замочить в джине или роме. Прохладный, богатый на вкус напиток особенно приятен в жаркую пору.
В качестве варианта есть еще «Кава сангрия». Это сангрия по-барселонски. Туда вместо сухого или полусухого вина добавляют вино игристое, похожее на наше шампанское. Тоже вкусно. Прекрасно подойдет к праздничному столу.
Кстати, паэлью и сангрию нужно готовить и подавать с хорошим настроением. А употреблять неторопливо, наслаждаясь! Delicioso, что означает «приятного аппетита» по-испански.