В экспозицию вошли работы четырех украинских фотохудожников. Фотокорреспондентку газеты «Известия» Ирину Пап, которая основала в Киеве первую профессиональную школу, немецкий справочник по истории фотографии в 1964 году отметил как одну из лучших женщин-фоторепортеров мира. Виктор Марущенко, который снимал для газет «Советская культура» и «День», в 2004 году открыл собственную школу фотографии. Александр Ранчуков, который работал фотографом в Институте истории и теории архитектуры, теперь — свободный фотограф-документалист, сотрудничает со многими периодическими изданиями. Игорь Гильбо, у которого в активе семь персональных выставок, ныне занимается издательским делом.
На стенах галереи «Дукат», где проходит выставка, — окошки в прошлое, возможность посмотреть, каким был Киев тридцать или пятьдесят лет назад и каким он уже никогда не будет. Стадион заполнен людьми, как и ныне, только у него нет козырьков над трибунами, и называется он иначе — Центральный, а не «Олимпийский». Крещатик не испорчен рекламой и разнокалиберными вывесками, проезжая часть — почти пустая, лишь несколько автобусов и автомобилей, которые сейчас увидишь разве в дорогих частных коллекциях или на фестивале Old Car Land. А вот метро «Крещатик» в час пик и городские пляжи на выходные напоминают муравейник так же, как и ныне. Некоторые популярные места трудно узнать — Андреевский спуск без брусчатки и лестницы, хлебные ряды вместо рекламы или столиков кафе в витрине на Нижнем Валу; Воздвиженка, еще не застроенная элитной недвижимостью, которая теперь стоит почти без дела.
НА КОНВЕЕРЕ — ЛЕГЕНДА. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИЗ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК КИЕВА НАЧИНАЛАСЬ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ НАЗАД НА КОНДИТЕРСКОЙ ФАБРИКЕ ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА
Время застоя, изображенное на подавляющем большинстве фотографий, интересно набором противоречий. Наряду с парадами, красными стягами и демонстрацией достижений рабочих в столице УССР существовали островки истории и самобытности. В то же время начинали пробиваться побеги новой культуры, творческих поисков и свободы самовыражения. Такая атмосфера привлекала в Киев многих деятелей, которые не боялись сворачивать с прописанных партией путей соцреализма.
«КИЕВ ИЗМЕНИЛСЯ, КАК И МЕНЯЕТСЯ СО ВРЕМЕНЕМ ВСЕ В ЖИЗНИ»
Окутанные легендами личности, мэтры искусства на этих фотографиях предстают перед нами совсем другими — молодыми, энергичными, иногда улыбающимися, иногда грустными или сосредоточенными. Лица простых горожан тоже притягивают взгляд — настолько они разные, а их выражения красноречивые. Зарисовки из быта великих и простых, удивительно точные и глубокие, позволяют немного поднять завесу прошлого и в то же время открывают пространство для фантазирования. Контрасты киевского времени, которые дали название выставке, позволяют почувствовать настоящий дух той эпохи, связать в своем сознании разные периоды истории города и переосмыслить отношение к собственным будням в нем.
Картины прошлого вызвали резонанс среди посетителей старшего возраста, которые видели изображенное собственными глазами. Они обменивались воспоминаниями и спорили, пошли ли перемены и современные тенденции градостроения на пользу Киеву. «Конечно, Киев изменился, как и изменяется со временем все в жизни. Есть изменения хорошие и ужасные, естественные и неестественные. На первый взгляд кажется, что в городе стало хуже. Однако нужно помнить о соотношении внешнего вида зданий и удобства в пользовании. Например, мы можем любоваться старинными домами в центре Киева, но забывать при этом, что на десять семей там была лишь одна кухня и ванная комната. Современные дома функциональнее», — говорит Игорь ГИЛЬБО, чьи работы являются частью выставки. Конечно, изменения — явление естественное, их не избежать. Однако рациональный подход и соблюдение баланса могли бы уменьшить непоправимые потери исторического колорита и того особенного, что приобрел Киев за столетия своего существования.
Погрузиться в недавнее прошлое столицы через ее «портреты» можно до 5 сентября в галерее «Дукат».