Этот японский художник был другом Музея — поддержал финансово и подарил 26 собственных произведений. Недавно Рюсэки Моримото отошел в Вечность. Ханенковцы из благодарности к этому неординарному человеку открыли выставку его работ из фондов Музея. Воспоминаниями о мастере с читателями «Дня» поделилась известный художник и искусствовед, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Ольга Петрова, которая вместе с Моримото-сенсеем экспонировалась в Осаке...
10 февраля состоится встреча художницы с теми, кто посетит вернисаж в Музее Ханенко.
...В сентябре 2002 года Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко начинал новый сезон выставкой каллиграфии сенсея Рюсэки Моримото. Посольство Японии в Украине как соорганизатор проекта проводило ряд культурных проектов «Японская осень», и эта экспозиция, так же как и другие проекты посольства, была посвящена 10-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной.
РЮСЭКИ МОРИМОТО
Искусству каллиграфии художник посвятил всю свою жизнь, продолжая семейную традицию. Отец передал Рюсэки тайны магического письма и мастерства. Коллеги художника, оценив совершенство его искусства, еще в 1976 году выбрали Моримото директором «Ассоциации современной каллиграфии». В 1979 г. он основал собственную школу каллиграфии «Хокушин Содокай». Уже несколько поколений его учеников развивают и будут популяризировать искусство каллиграфии не только у себя на Родине, но и во многих странах мира.
Экспозицию выставки в Киеве Моримото строил собственноручно. С удивительной нежностью он доставал из удлиненных коробок-пеналов свитки, завернутые в тоненькую бумагу. Его движения походили на священнодействие, и когда все свитки наконец были развернуты, сотрудникам музея открылся таинственный мир знаков-символов.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Проведенные художником в рамках выставки мастер-классы имели огромный успех у зрителей, особенно у молодежной аудитории. На белый фон свитка, который ассоциируется с бесконечностью космоса, маэстро стремительно и уверенно наносил знаки. Движения кисти по влажной бумаге — энергичные, выверенные и безукоризненные, напоминали точность балетных «па». Ведь каллиграф не имеет права на ошибку. Было приятно осознавать, что молодежь, знакомая с дзэн-буддийской философией, готова интеллектуально и духовно вживаться, всматриваться и вслушаться в совершенство таинственного мира японского художника.
Работы сенсея Моримото с их орнаментальностью и в то же время конструктивностью погружают сознание зрителя в ауру тайны. Словесный знак — иероглиф, написанный мастером, воспринимается как неразгаданный интригующий лабиринт, волнующий воображение. Как символ, каллиграфический знак многозначителен и неисчерпаем для вдумчивого зрителя. Он — тайна, которая, по мнению Оскара Уайльда, «остается драгоценной не только для богов, но и для тех, кто молится».
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
В своих каллиграфических посланиях Рюсэки Моримото представил «слова-понятия», которые воплощают суть дзэн-мировосприятия. На свитках мастер лаконичного знака запечатлел духовный образ Конфуция, для которого понятие «любовь» имело отношения не только к человеку, но и ко всему позитивному в мире. Ведь не случайно каллиграфическое письмо в Японии издавна считалось «посланием богов». Знак-символ несет энергетическую силу, поэтому неслучайно сенсей анонсировал свою выставку знаком «Радость».
Произведения каллиграфии, выполненные в живой традиции «Седо», которые тогда впервые были представлены украинским зрителям, маэстро Моримото в дальнейшем подарил Музею Ханенко. Сейчас на выставке, посвященной памяти художника, зрители будут иметь возможность опять увидеть эти работы и отдать дань уважения японскому мастеру.