Не раз я заглядывалась на гуцульские игрушки — необычной формы, ярко раскрашенные или совсем без узора — «коныки», «баранчики», «курочки», «качечки», «колачи», «колачики». Довольно долго я и не думала, что они сделаны из сыра. Чтобы больше узнать об этой необычной горной игрушке, я обратилась к уже знакомому читателям «Дня» этнографу Романе КОБАЛЬЧИНСКОЙ. Романа Романовна отмечает, что подобные фигурки встречаются также в горных местностях Алтая, однако, в отличие от гуцульских, их делают только мужчины для подношения духам. В Украине же применение сырной скульптуры гораздо более широкое...
— Романа Романовна, расскажите, пожалуйста, историю появления сырной скульптуры в Украине.
— Сырная игрушка до сих пор встречается в некоторых районах Гуцульщины. Для детей эта игрушка — необычная, ведь ею можно не только поиграть, но и полакомиться, а для взрослых она является еще и культово-магическим атрибутом.
Выдающийся украинский этнограф Владимир Шухевич пишет в своей монографии «Гуцульщина», что из сыра овчары на полонине делали «колачи», «колачики», «фирмаки», а возвращаясь домой, они навешивали эти «колачики» «вокруг ремня» в два-три ряда. Эти скульптурки дома дарили девушкам, а те уже пристраивали эти фигурки под иконы.
Хотя у всех этих сырных изделий общие стилевые черты (несколько вытянутые силуэты), однако каждый мастер воплощает в своей скульптурке собственное видение мира, так что сами фигурки похожи только на первый взгляд.
— Связано ли каким-нибудь образом изготовление сырных скульптурок с какими-то обрядами, праздниками? Когда именно их положено дарить?
— Да. Мы с вами разговариваем в канун Троицы, и как раз на этот праздник дом каждой гуцулки обязательно был убран зеленью, а на столе в глиняном кувшине стояли букеты из «божьих роз» (пионов). Главное же украшение на столе — это бабка с сыром и сырные «коныки». У меня особенное отношение к этим дням еще с детства, потому что родилась на Троицу.
А вот когда «баранчиков» дарят на свадьбу, то это к богатству, а сырные «колачики» — на счастье. На Гуцульщине, когда молодые шли под венец, эти «колачики» цепляли на красной шерстяной нитке к левой руке жениху и невесте как символ счастья и вечной любви.
В селах Верховинского и Косивского районов на Юрьев день после службы Божьей детям и взрослым раздают под церковью печеные «колачи» и сырные «баранчики», «колачики», «коныки», чтобы молились и просили Бога, чтобы коровы и овцы приносили много молока, а также — за усопших.
— Эти изделия так хороши, что сами по себе могут украшать жилище...
— Да, сырные «колачики» (они бывают круглые и плетеные) являются также атрибутом отделки интерьера, их нанизывают на нити под иконы, на сволок, на окна. Ими же для разнообразия украшают фигурки баранов, оленей, курочек. Например, основное украшение скульптурки оленя — традиционный разрисованный калач на шее, или же — сбруя. Можно встретить и оленя с бербенцами.
Рисованные сырные скульптурки изготовляют «на хвалу» — под иконы, в корзину на Пасху, на сволок в доме, для забавы детей и на выставки. Орнамент на сырных скульптурах имеет много общего с орнаментикой писанок, вышивки и резьбы по дереву. Фигурку всадника, например, расписывают в «зубцы», «крапинки», «розу», «кривулю», «кольцо», «подкову», «черточки», «кресты». Это, в основном, делают на праздники, в подарок. В создании сырной скульптурки имеют значение и цвет, и фактура поверхности, и нанесенный орнамент. Впрочем, съестные скульптурки обычно не расписывают.
Приятно, что сегодня карпатская игрушка как промысел не исчезает, частично хранит свою древнюю символику и сочетает в себе как старинные традиции, так и современность. Известный мастер в Брусторах — Анна Соколик организовала в сельской средней школе кружок лепки сырных фигурок, где ее внучка — лучшая ученица. А стало быть, не теряется связь поколений. Кстати, современные сырные лошадки часто продают и как лакомства, и как сувенир для украшения интерьера.
Если вы желаете вообразить себя сырным скульптором, предлагаем описание приготовления сырных «коныков», записанное Романой Кобальчинской, когда она наблюдала за работой мастерицы Анны Кишук из села Ричка Косивского района Ивано-Франковской области.
Фигурки лепят обычно в хате «правачке», возле печи, на «шпаргате» — части печи. Для этого нужно иметь котелок для кипятка, миску для изготовленного сыра, миску поменьше для отрезанных кусочков сыра, два-три деревянных круга или дощечки, одну-две деревянные ложки, нож, деревянную полочку для просушки изготовленных баранчиков, ведро «на сыровицу», две бутылки с краской (это, как правило, зеленка или пищевые красители), палочки для росписи.
Для приготовления сырных скульптурок нужен особый сыр. Сначала наливают в ведро отстоянное молоко с уже собранной сметаной. Если сметану не собрать, то баранчики получатся «стрепыхатые». Молоко подогревают, добавляют одну ложку порошка, образующегося при высушивании предварительно наполненного раствором молока и соли желудочка молочного теленка или ягненка — двух-трех недель. Такое молоко становится густым. Его размешивают и ставят на несколько часов отстояться в тепло, около печи. Затем выбирают в марлю, чтобы стекла сыворотка, а когда стечет — кладут в миску и ставят на печь, чтобы закисло еще больше. Перед началом лепки сыр пробуют на вкус и готовность. Для этого кусочек сыра в ложке опускают в кипящую воду, вынимают, быстро разминают, и если сыр не распадается, а упругий и «податливый, как воск», то можно приступать к лепке. Сыр, пригодный для скульптуры, имеет желтоватую расцветку и гладкую фактуру. Сырная масса пропускает свет, создавая светотеневые эффекты.
Для изготовления сыровицы растворяют три-четыре килограмма соли в трех-пяти литрах кипятка. Отстаивают, процеживают через марлю, охлаждают. Изготовленные фигурки, а также отдельные детали по нескольку раз опускают в кипяток и сыровицу на «загартоване». Чем более насыщенным будет раствор соли, тем дольше будет сохраняться фигурка. Некоторые мастера оставляют фигурки в сыворотке на два-три часа «на постой», «на витримане». Из «постоя» готовые изделия кладут на лесенку для просушки.
Перед тем, как начать лепить фигурки, нужно как следует помыть руки, а затем сполоснуть их в сыворотке. Отрезать ножом на кругу кусочек сыра и опустить в кипяток, затем вынуть и разминать его в руках, формируя комок, из которого быстрыми, легкими движениями лепить фигурку, вытягивая отдельные части: сначала голову и передние ноги, и сразу же еще мягкий материал опускается в сыровицу, где закрепляется форма. Потом снова — в кипящую воду и вытягивают хвост и две задние ноги. Голову, гриву и хвост делают, нарезая ножом. После каждой изготовленной детали фигурку окунают на несколько секунд в кипяток и сыровицу. Почти готовые скульптурки дополняют такими деталями: упряж, «бербеницы», «гуцулы», «лошатко», «седло» — «тарница».
Фигурку коня делают такой, чтобы он был похож на «настоящего». Сначала на него укладывают «тарницу», которую привязывают попружками — веревками из сыра. По бокам «лошатка» пристраивают бочки с брынзой, а на спину усаживают всадника — гуцула или гуцулку. Фигурки всадников одевают в традиционную кептарь, шляпу или платок. Дальше все детали обматывают тонкой сырной нитью — «попружкой», которую вытягивают из кусочка сыра в виде косички или цепочки. Закрепляют нить простым узлом. Эти попружки имитируют сбрую коня и при этом делают пластику фигурки более эффектной. Каждая мастерица производит и закрепляет веревки на свой лад.