Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скульптура... из сыра

9 июня, 2011 - 21:09

Не раз я заглядывалась на гуцульские игрушки — необычной формы, ярко раскрашенные или совсем без узора — «коныки», «баранчики», «курочки», «качечки», «колачи», «колачики». Довольно долго я и не думала, что они сделаны из сыра. Чтобы больше узнать об этой необычной горной игрушке, я обратилась к уже знакомому читателям «Дня» этнографу Романе КОБАЛЬЧИНСКОЙ. Романа Романовна отмечает, что подобные фигурки встречаются также в горных местностях Алтая, однако, в отличие от гуцульских, их делают только мужчины для подношения духам. В Украине же применение сырной скульптуры гораздо более широкое...

— Романа Романовна, расскажите, пожалуйста, историю появления сырной скульптуры в Украине.

— Сырная игрушка до сих пор встречается в некоторых районах Гуцульщины. Для детей эта игрушка — необычная, ведь ею можно не только поиграть, но и полакомиться, а для взрослых она является еще и культово-магическим атрибутом.

Выдающийся украинский этнограф Владимир Шухевич пишет в своей монографии «Гуцульщина», что из сыра овчары на полонине делали «колачи», «колачики», «фирмаки», а возвращаясь домой, они навешивали эти «колачики» «вокруг ремня» в два-три ряда. Эти скульптурки дома дарили девушкам, а те уже пристраивали эти фигурки под иконы.

Хотя у всех этих сырных изделий общие стилевые черты (несколько вытянутые силуэты), однако каждый мастер воплощает в своей скульптурке собственное видение мира, так что сами фигурки похожи только на первый взгляд.

— Связано ли каким-нибудь образом изготовление сырных скульптурок с какими-то обрядами, праздниками? Когда именно их положено дарить?

— Да. Мы с вами разговариваем в канун Троицы, и как раз на этот праздник дом каждой гуцулки обязательно был убран зеленью, а на столе в глиняном кувшине стояли букеты из «божьих роз» (пионов). Главное же украшение на столе — это бабка с сыром и сырные «коныки». У меня особенное отношение к этим дням еще с детства, потому что родилась на Троицу.

А вот когда «баранчиков» дарят на свадьбу, то это к богатству, а сырные «колачики» — на счастье. На Гуцульщине, когда молодые шли под венец, эти «колачики» цепляли на красной шерстяной нитке к левой руке жениху и невесте как символ счастья и вечной любви.

В селах Верховинского и Косивского районов на Юрьев день после службы Божьей детям и взрослым раздают под церковью печеные «колачи» и сырные «баранчики», «колачики», «коныки», чтобы молились и просили Бога, чтобы коровы и овцы приносили много молока, а также — за усопших.

— Эти изделия так хороши, что сами по себе могут украшать жилище...

— Да, сырные «колачики» (они бывают круглые и плетеные) являются также атрибутом отделки интерьера, их нанизывают на нити под иконы, на сволок, на окна. Ими же для разнообразия украшают фигурки баранов, оленей, курочек. Например, основное украшение скульптурки оленя — традиционный разрисованный калач на шее, или же — сбруя. Можно встретить и оленя с бербенцами.

Рисованные сырные скульптурки изготовляют «на хвалу» — под иконы, в корзину на Пасху, на сволок в доме, для забавы детей и на выставки. Орнамент на сырных скульптурах имеет много общего с орнаментикой писанок, вышивки и резьбы по дереву. Фигурку всадника, например, расписывают в «зубцы», «крапинки», «розу», «кривулю», «кольцо», «подкову», «черточки», «кресты». Это, в основном, делают на праздники, в подарок. В создании сырной скульптурки имеют значение и цвет, и фактура поверхности, и нанесенный орнамент. Впрочем, съестные скульптурки обычно не расписывают.

Приятно, что сегодня карпатская игрушка как промысел не исчезает, частично хранит свою древнюю символику и сочетает в себе как старинные традиции, так и современность. Известный мастер в Брусторах — Анна Соколик организовала в сельской средней школе кружок лепки сырных фигурок, где ее внучка — лучшая ученица. А стало быть, не теряется связь поколений. Кстати, современные сырные лошадки часто продают и как лакомства, и как сувенир для украшения интерьера. 

***

 Если вы желаете вообразить себя сырным скульптором, предлагаем описание приготовления сырных «коныков», записанное Романой Кобальчинской, когда она наблюдала за работой мастерицы Анны Кишук из села Ричка Косивского района Ивано-Франковской области.

Фигурки лепят обычно в хате «правачке», возле печи, на «шпаргате» — части печи. Для этого нужно иметь котелок для кипятка, миску для изготовленного сыра, миску поменьше для отрезанных кусочков сыра, два-три деревянных круга или дощечки, одну-две деревянные ложки, нож, деревянную полочку для просушки изготовленных баранчиков, ведро «на сыровицу», две бутылки с краской (это, как правило, зеленка или пищевые красители), палочки для росписи.

Для приготовления сырных скульптурок нужен особый сыр. Сначала наливают в ведро отстоянное молоко с уже собранной сметаной. Если сметану не собрать, то баранчики получатся «стрепыхатые». Молоко подогревают, добавляют одну ложку порошка, образующегося при высушивании предварительно наполненного раствором молока и соли желудочка молочного теленка или ягненка — двух-трех недель. Такое молоко становится густым. Его размешивают и ставят на несколько часов отстояться в тепло, около печи. Затем выбирают в марлю, чтобы стекла сыворотка, а когда стечет — кладут в миску и ставят на печь, чтобы закисло еще больше. Перед началом лепки сыр пробуют на вкус и готовность. Для этого кусочек сыра в ложке опускают в кипящую воду, вынимают, быстро разминают, и если сыр не распадается, а упругий и «податливый, как воск», то можно приступать к лепке. Сыр, пригодный для скульптуры, имеет желтоватую расцветку и гладкую фактуру. Сырная масса пропускает свет, создавая светотеневые эффекты.

Для изготовления сыровицы растворяют три-четыре килограмма соли в трех-пяти литрах кипятка. Отстаивают, процеживают через марлю, охлаждают. Изготовленные фигурки, а также отдельные детали по нескольку раз опускают в кипяток и сыровицу на «загартоване». Чем более насыщенным будет раствор соли, тем дольше будет сохраняться фигурка. Некоторые мастера оставляют фигурки в сыворотке на два-три часа «на постой», «на витримане». Из «постоя» готовые изделия кладут на лесенку для просушки.

Перед тем, как начать лепить фигурки, нужно как следует помыть руки, а затем сполоснуть их в сыворотке. Отрезать ножом на кругу кусочек сыра и опустить в кипяток, затем вынуть и разминать его в руках, формируя комок, из которого быстрыми, легкими движениями лепить фигурку, вытягивая отдельные части: сначала голову и передние ноги, и сразу же еще мягкий материал опускается в сыровицу, где закрепляется форма. Потом снова — в кипящую воду и вытягивают хвост и две задние ноги. Голову, гриву и хвост делают, нарезая ножом. После каждой изготовленной детали фигурку окунают на несколько секунд в кипяток и сыровицу. Почти готовые скульптурки дополняют такими деталями: упряж, «бербеницы», «гуцулы», «лошатко», «седло» — «тарница».

Фигурку коня делают такой, чтобы он был похож на «настоящего». Сначала на него укладывают «тарницу», которую привязывают попружками — веревками из сыра. По бокам «лошатка» пристраивают бочки с брынзой, а на спину усаживают всадника — гуцула или гуцулку. Фигурки всадников одевают в традиционную кептарь, шляпу или платок. Дальше все детали обматывают тонкой сырной нитью — «попружкой», которую вытягивают из кусочка сыра в виде косички или цепочки. Закрепляют нить простым узлом. Эти попружки имитируют сбрую коня и при этом делают пластику фигурки более эффектной. Каждая мастерица производит и закрепляет веревки на свой лад.

Беседовала Леся ШАПОВАЛ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ