Каждая из граней его личности интересна своими интонациями, дополняет, обогащает другие, несет новые смыслы и акценты, а в итоге воплощается в оригинальных произведениях. Народный художник Украины В.Чуприна отмечает настойчивость архитектора Александра Степаненко в овладении таинствами изобразительного искусства. Поэтому благодаря своей творческой наработке в живописи он стал полноправным коллегой херсонских художников, ведь на каждой выставке в Херсоне и за его пределами, как правило, экспонируются утонченные работы этого мастера.
Каждый из посетителей юбилейной выставки Александра Степаненко в выставочном зале Херсонской организации Национального союза художников Украины найдет что-то свое. Здесь картины, на которых запечатлены разнообразные уголки нашей страны и зарубежья, акварельные миниатюры Крыма (к книге сонетов А. Мицкевича) и многое другое. Мелодии-настроения его образов и очертаний, пейзажей нашли оригинальное отображение на многих полотнах.
Или же давайте пройдемся по старому Херсону Александра Степаненко. Здесь немало знакомых, родных признаков, которые многим из нас дарят незабываемые воспоминания: листание книжек в старой библиотеке, мудрая тишина музеев, звучание «херсонских курантов», духовых оркестров... На полотнах — соборы Свято-Успенский, Святодуховский, Сретения Господнего; Всех Святых, Греко-Софийская церкви, дом Соколова, водолечебница, особняк на Санаторном, суд на улице Горького, кардиологический диспансер, банк на Комсомольской, гидрометеорологический техникум, дом управления Херсонского морского порта, железнодорожный вокзал. Каждая архитектурная жемчужина Херсона на картинах Степаненко формирует чувство любви к родному городу.
Но, наверное, наиболее притягательна для художника — наша добрая, старая, праздничная Суворовская. Степаненко улавливал разные ее настроения: утренние и вечерние, во время теплыни и зимних оттепелей, нежной изморози на деревьях, эту замкнутость, интимность пространства. Вот на одной из его работ изображено начало улицы. Она будто бы вся просвечивается, представляется теплой, уютной, если хотите — бесконечной. Теперь знаем, что в реальности такой наша Суворовская уже никогда не будет. Ее сердце больно. Дорогие для каждого херсонца ее очертания выщерблены жестокими резцами безвкусицы, санкционированным вандализмом. Когда-то бесследно исчезла старинная аптека. По чьей-то жестокой и неуважительной прихоти сначала разорвали камерное пространство улицы, а теперь над нашими головами нависает еще и страшная стена из бетона и стекла. Где гарантия, что эти мастодонты не будут «клонироваться» и дальше?..
Александр Степаненко пытается разглядеть в старых очертаниях и сохранить в нашей памяти что-то чрезвычайно важное, без чего нет города — его вечность. То здесь, то там в облике Херсона исчезают бесценные признаки его вечности. И художник по-своему спасает душу старого города, на которую совершаются беспрестанные безжалостные покушения. Вспоминаю грустные истории, связанные с сохранением старой херсонской библиотеки, дома Соколова, поджогом кинотеатра им. Коминтерна. Еще более нагло это происходит в настоящее время: пренебрегая общественным мнением, на город безжалостно наступает, больная гигантизмом, «архитектура» новейших нуворишей, зуд дурных денег, которые воплощаются в строительных ужасах. Почему бы не стилизовать дома в старой части города под окружающее историческое пространство, зачем ему эти страшные «пластические операции»?..
Картины мастера напоминают мелодии старого города. Поскольку архитектура, по высказыванию классика, считается одной из форм летописания мира и звучит даже тогда, когда молчат уже и песни, и легенды, и таким свойством, наверное, наделено и художественное отражение той же архитектуры.