В июне-июле этого года в Народном музее Тараса Шевченко в Каневе проходила выставка львовского художника-монументалиста Валерия Шаленко «Вокруг Тараса». Своеобразная дань памяти и уважения поэту-художнику, проиллюстрированная малоизвестными «не хрестоматийными» событиями жизни Кобзаря, открыла зрителю еще одну сторону творческого таланта современного мастера витражного искусства.
Родился будущий художник в городке Сокаль на Львовщине 31 июля 1947 года. «А следовательно, я — галичанин, — пишет Валерий в своей биографии. — Мои родители приехали на Львовщину из Жуков, что под Полтавой, сразу после войны. Они были молодые и влюбленные, и убегали от гнева бабушки, которая не одобряла выбор матери (отец — Степан, мобилизованный фронтовик), а потому с удовольствием воспользовались направлением на Галичину, куда отправили мать (Галину) как молодую учительницу. Однако вскоре, сориентировавшись в ситуации, вернулись в родные Жуки...».
Когда Валерию исполнилось шесть лет, семья переехала в Лубны. Здесь и в школу пошел. Живописные пейзажи Мгарского монастыря, заводи реки Сулы и «скифские бабы» в центре города стали своеобразным толчком к заинтересованности искусством. Он учится в художественной студии рабочей молодежи, руководитель которой, художник-краевед Василий Семенюта, учил не только азам рисования, но и любви к познанию казацкой древности, изучению исторического прошлого русифицированного края.
После этого поступает в Симферопольское художественное училище им. Н. Самокиша. Однако изучение живописи в духе «социалистического реализма» совсем не привлекает молодого мастера и в 1966 году он поступает на отделение художественного стекла Львовского института прикладного и декоративного искусства, где учится у таких известных педагогов, как Роман Сельский, Теофил Максиско, Яким Запаско, Владимир Овсийчук.
Среди городов Украины именно Львов сохранил доныне наибольшее число витражных застеклений, которые декорируют окна соборов и храмов, общественных зданий и жилых домов города.
Необходимо отметить исключительную роль витражных полотен в создании особой эмоциональной среды и религиозной атмосферы, которые отвечают храмовому сооружению. Именно витражи демонстрируют утонченное превращение солнечного света в «сверхсвет», «свет красоты». Цветные застекления трансформируют реальный свет в бесконечно меняющуюся субстанцию, предавая внутреннему пространству храма новое синтетическое качество, неожиданное цветовое звучание.
В процессе учебы само искусство витража, его световые и колористические возможности, стали решающими для творческих экспериментов молодого мастера. В 1971 году это увлечение воплотился в дипломный проект — витраж «Народное искусство» в Национальном музее украинского искусства, что по улице Драгоманова.
В начале 1970-х годов во Львове образовался круг молодых поэтов и художников, объединенных общей любовью к книгам и беседам о поэзии, философии и живописи, — Грицко Чубай, Олег Лишега, Николай Рябчук, Виктор Морозов, Орест Яворский, — друзей-единомышленников, которых чудом обошла брежневская репрессивная машина в 1972 году. Свое место занял в этой среде Валерий Шаленко.
Поняв, что реставрация — не его призвание, художник полностью отдается искусству витража. «Нас было несколько, тех, кто в 70-х годах основывал витражничество во Львове, — вспоминает о тех временах мастер. — Мне трудно и легко одновременно, я не имел перед собой больших традиций украинского витража, в отличие от поляков, которые имели Мегоффера, в отличие от западноевропейской католической традиции, поэтому должен был начинать все с чистого листа».
В те годы Валерий Шаленко выполнил витражи для Львовского национального университета ветеринарной медицины им. С. Гжицкого, Национального банка и автовокзала во Львове, Музея Ивана Франко в Нагуевичах и другие. «К сожалению, многие мои витражи уничтожены, — с горечью вспоминает художник, потому что «на смену красоте пришли утилитарные стеклопакеты».
В. Шаленко в 1990 — 2010-х годах создал витражные композиции для церквей святых Ольги и Елизаветы на площади Кропивницкого, св. Андрея Первозванного на ул. Шевченко, Матери Божьей Пресвятой Богородицы — Владычицы Украины на ул. Новознесенской во Львове, в храмах сел Вижомля, Кавское на Львовщине, Кабаровцы на Тернопольщине, Шевченковое на Ивано-Франковщине, для монастыря сестер-служебниц Непорочной Девы Марии во Львове.
Сюжетные композиции с изображением Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, святых и мучеников христианской Церкви создаются под воздействием украинской иконописи, отличаются одновременно авторской интерпретацией и психологическими характеристиками создаваемых образов. «В этих витражах я решал вопрос цвета, формы, так как витраж для меня — это стекло, свет и графика, в витраже само стекло создает живопись», — считает художник.
За пятьдесят лет, прожитых во Львове, мастер создал ряд прекрасных витражей, которые словно стеклышки в свинцовой оправе, заняли каждый свое место в красочной композиции львовского витражного искусства конца ХХ — начала ХХІ веков.