Насыщенные солнцем и жарой, запахом цветов и прохладой морского бриза полотна талантливых крымчан — Валентины Цветковой, Степана Ярового, Наталии Лозы, Юрия Коновалова, а также Адальберта Борецького, Михаила Демцю, Витольда Монастирского, Ивана Марчука, Оксаны Ядчук-Мачинской и других художников ждут зрителей на выставке с самым лаконичным названием: «К морю!».
Арт-директор Алла Маричевская рассказала, что галерея AVS-art уже во второй раз показывает подборку маринистических полотен — это прекрасная возможность для зрителей сопоставить в одном пространстве различные системы художественного языка: реалистического, импрессиониситческого и символически-аллегорического. Пейзажи написаны мастерами разных поколений. «Сегодня нам самим интересно — а каким было море полвека назад? Как оно звучит в красках львовян и одесситов, закарпатцев и николаевцев? — говорит Алла Маричевская. — В нашей экспозиции — диалог разных живописных школ и поколений. Mare liberum apertum!»
ОКСАНА ЯДЧУК-МАЧИНСКАЯ. «ВЕТЕР С МАКЕДОНИИ», 2012 г.
Потрясающее впечатление красоты Южного берега дарит нам живопись народной художницы Украины Валентины Цветковой. В своих воспоминаниях она писала о переезде из Астрахани: «В 1936 году я, покоренная красотой Южного берега Крыма, переехала на постоянное жительство в Ялту... стремясь в своих полотнах передать неповторимое своеобразие цветущего солнечного крымского края». Удивительная гармония и светоносность ее картин влюбят в Крым даже самого скучного домоседа: художница сознательно воссоединила натюрморт и пейзаж, чтобы полнее раскрыть красоту этого края. «Главное для меня в живописи — передать освещение и воздух, которые дают жизнь всему живому», — говорила художница. Она часто писала с балкона своей мастерской вид на гору Медведь и тающее в голубом воздухе море, в сочетании с натюрмортом из цветущих букетов, южных фруктов и причудливых морских раковин. В честь Валентины Цветковой названа малая планета в дальнем космосе, а коллекционеры с удовольствием покупают ее работы, которые оцениваются на украинских аукционах в несколько десятков тысяч долларов.
Если живопись Цветковой безусловно женская по своей сути и колористической гамме, то полотна Адальберта Борецкого насыщены сугубо мужской энергией — крепкой и решительной: из недр холста c натугой рождаются выпуклые пейзажные формы в рассудочно-аналитичной цветовой гамме. Художник закончил Ужгородскую художественную школу, впитал влияние известных закарпатских мастеров Адальберта Эрдели и Йосифа Бокшая, очень любил пленэрную живопись и много писал на просторах Верховины. В начале 30-х годов Адальберт Борецкий вступил в «Товарищество деятелей изобразительного искусства Прикарпатской Руси», в 1939 году показал свои работы на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Его работы интересны как некий контраст женским утонченно-созерцательным полотнам.
ВИТОЛЬД МАНАСТЫРСКИЙ. «АРТЕК», 1947 г.
Степан Яровой уже в своих ранних этюдах, датированных концом 40-х и первой половиной 50-х годов, показал себя как ревностный поклонник маринистической живописи. Замечательны этюды «Утро в порту», «Чеховская бухта», «Золотой пляж» и «Симеиз». Получив образование в студии «Всекохудожник» у суперизвестного в те годы художника Йогансона, он очень много работал в пейзажном жанре, в конце творческого пути более склоняясь к трагичному пафосу, — таков его пейзаж «Шторм в Херсонесе» и представленное на выставке минорное, пепельно-серое полотно «Утро в Керчи».
Наталья Лоза также множество своих полотен посвятила Крыму — ее любимые мотивы изображают лазурное море и уютно обвитые виноградом приморские беседки. В одном из своих интервью она призналась, что на ее формирование существенно повлиял ее отец-художник Адольф Лоза — его «Арт бухту» также можно увидеть в экспозиции. Пейзажи Наталии в чем-то напоминают живопись отца, однако ей присущи более четкие очертания форм, крайне нежное и деликатное отношение к тональностям, точное и изящное решение композиции, в этом можно убедиться, рассматривая картину «Жаркий полдень».
Возвращаясь к вопросу о том, каким было море полвека назад, можно смело утверждать — море ничуть не изменилось. Но принципиально изменилось мировоззрение людей, поэтому художественное отражение юга варьируется от наивно-реалистичного пятидесятых годов до идиллически-импрессионистичного восьмидесятых и философски-абстрактного девяностых.
Выставку «К морю!» можно увидеть до 5 сентября, со вторника по субботу, обратите внимание на то, что галерея AVSart недавно переехала с Вознесенки и теперь находится на Андреевском спуске, дом 2-Б.
Фоторепродукции картин предоставлены галереей