Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь Руси — в граффити

Что зашифровано в древних надписях на стенах Софийского собора
18 ноября, 2016 - 14:17

Недавно музейщики из Национального заповедника «София Киевская» пригласили желающих на уникальную экскурсию. Заместитель генерального директора заповедника, историк Вячеслав Корниенко, вооруженный фонариком, расшифровывал для посетителей неофициальные надписи, выцарапанные на стенах Софийского собора много веков назад. Мы воспользовались случаем и посетили событие, чтобы узнать тайны древнерусских графити.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ДРЕВНОСТИ СТАРОУКРАИНСКОГО ЯЗЫКА

Первые неофициальные надписи на стенах памятника появились еще в ХІ веке. Их создавали те, кто мог находиться в храме не только во время службы, — священники, прислужники, ученики, писцы из скриптория. Большинство расположены на стенах с фресками, приблизительно на уровне человеческого роста. Однако мастера, которые работали почти под куполами, оставляли свои надписи и там. Формально исписывать стены было запрещено и каралось двадцатью ударами палкой. То ли норма не действовала, то ли авторы надписей были слишком смелыми — неизвестно, но слова выцарапывались иглой, ножом, писалом, шилом и т.п. Часть надписей хорошо заметна без бокового освещения — это свидетельствует о том, что они не выполнялись крадучись.

Средневековое искусство было преимущественно анонимным, однако некоторые граффити сохранили имена своих авторов. Надписи в соборе оставляли и женщины. Девушек до и после службы сюда не пускали. Единственное исключение — женщины из влиятельных семей, возможно даже родственницы князей, которые и могли быть авторами.

Большинство надписей выполнено на староукраинском языке. Люди использовали кириллицу, однако самые старые надписи оформлены глаголицей. Встречаются также греческий, армянский, латинский, немецкий языки. На саркофаге есть одна руническая надпись, но ее, вероятно, сделали не в соборе.

«Ранее считали, что староукраинский язык возник в XIV веке и постепенно трансформировался в украинский. Это, в частности, было предписано теориями о «колыбели братских народов» и едином древнерусском языке, который разделился после монголо-татарского нашествия. К тому же сохранилось очень мало письменных памятников домонгольського периода, в отличие от рукописей XIV века, где уже проявлялись черты украинского языка. Во время изучения граффити Софийского собора оказалось, что все эти черты существовали уже в ХІ веке. То есть староукраинский язык в это время уже был сформирован», — отмечает Вячеслав Корниенко.

СОГЛАШЕНИЕ, КОТОРОМУ ТЫСЯЧА ЛЕТ

Больше всего на стенах поминальных и молитвенных надписей. В Средневековье история считалась священной, поэтому люди очень хотели оставить в ней свой след. Собор, который пережил несколько войн и множество правительств, — едва ли не самое надежное место для этого. Исследователи нашли и страшное исключение — надпись-проклятие, в котором пострадавший желает своему обидчику, который украл у него мясо, чтобы ему ноги спутало.

 

Одно из самых известных граффити рассказывает о захоронении Ярослава Мудрого, его начали исследовать еще в середине прошлого века. Надпись помогла историкам положить конец путанице в летописях и определиться с датами смерти и захоронения князя — 19 и 20 февраля 1054 года.

В соборе есть фрески-рекордсмены по количеству надписей. В лидерах — образ святого Онуфрия, на котором насчитывается около двухсот графити. Среди них — договор о покупке земли, заключенный в ХІ веке. Невероятно: прошло почти тысячу лет, покупателя и продавца давно нет, участок принадлежит кому-то другому, а документ до сих пор существует!

На фреске, где изображен Василий Великий, записана не менее важная информация — ожидаемые даты конца света. 1022, 1033, 1036 годы встречались в разных летописях, однако только здесь они собраны воедино.

ШАРЖИ, ПАРОДИИ, УПРАЖНЕНИЯ

На стенах собора можно увидеть много рисунков, по большей части довольно примитивных. Для лучшего понимания авторы дописывали «реплики»: корове — «му», оседланному животному — «иа». Один из рисунков вызвал живое «обсуждение». Мужчина по имени Фома нарисовал собачку, кто-то другой рассекретил автора и подписал рисунок, а третий автор перечеркнул все жестами благословения, будто намекая, что в храме стоит заниматься чем-то другим.

Среди надписей выделяются прообразы литературных произведений, например, переосмысление текстов разных служб или отрывки истории о козе, которая хотела поддаться бесу. Рядом — буквы славянской азбуки, упражнения школьников, которые учились при соборе. Встречались и шаржи на учителей, и пародии на дружину, которые изображали тех, кто идет на войну, злыми и никудышными.

УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

граффити в Софийском соборе начали изучать еще в 1920-х годах, однако эти материалы не сохранились. В 1944 году исследования возобновила комиссия во главе с Борисом Рыбаковым. Его дело продолжил Сергей Высоцкий, который изучал надписи 23 года и посвятил им три книги. За это время было исследовано более трехсот графити. В действительности их около семи тысяч.

Вячеслав Корниенко изучает надписи в соборе с 2006 года. В 2010 году он начал издавать полный корпус граффити Софии Киевской. Шесть частей 12-томника уже вышли в свет, с тремя из них можно ознакомиться в интернете.

«Комплекс надписей в соборе — единственный источник, который дает срез культуры широких слоев тогдашнего населения, — убеждает исследователь. — По глубине они не уступают литературным памятникам или другим документам той эпохи. Главное — выбрать такой угол зрения, который позволит получить максимальное количество информации, необходимой для последующих исследований».

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ