Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вернуть легенды, избавиться от мифов

Работы 58 авторов, известных и забытых, представлены на выставке «Другая история: искусство Киева от оттепели до перестройки»
5 сентября, 2016 - 17:08
ДЛЯ МНОГИХ СТАНУТ ОТКРЫТИЕМ РАБОТЫ НИКОЛАЯ ТРЕГУБА, ХУДОЖНИКА МАЛОИЗВЕСТНОГО, ОЧЕНЬ САМОБЫТНОГО И С ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ. В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» ОНИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ОТДЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Задает ритм картина Вениамина Скорняка «Scherzo», многофигурная композиция, где соединены энергия борьбы, стремительное движение и сакральность. Куратор выставки Галина Скляренко предполагает, что сейчас эта работа выставляется впервые. «Scherzo» является одним из смысловых центров проекта, представленного в Национальном художественном музее Украины и организованного вместе с аукционным домом «Дукат». Сегодня, по мнению Галины Скляренко, картина наполняется неожиданно актуальным содержанием, интерпретирует историю Украины, ее стремление к свободе и независимости.

«Scherzo» нашли в частном собрании. Вообще, как замечает куратор выставки, главные трудности при подготовке были связаны с поиском работ. Произведения для проекта предоставляли коллекционеры и разные заведения, в частности Музей истории Киева и Музей шестидесятничества, их находили в мастерских художников.

СОВСЕМ ДРУГОЙ

Что вы знаете о Николае Трегубе? С отдельной экспозиции его работ начинается выставка «Другая история». Галина Скляренко называет художника «странным явлением нашего времени». Родом из села, без высшего художественного образования (за плечами — училище и художественная студия при заводе «Большевик»), работал в Институте археологии и рисовал — на картоне, оргалите, даже каких-то тряпках, ведь доставать полотно и краски художнику, находившемуся вне официального художественного пространства, было трудно.

Дядя Федор в сером жакете и ушанке втупился куда-то, уставший, а на фоне, среди красных вихрей, — канонический казак Мамай. Зритель перехватывает встревоженный и серьезный взгляд Валентины, выписанной из сини, голубизны и золота, позади — в таких же цветах — виднеется церковь. Отчаянные и растерянные люди, а еще храмы как центр композиции или фон — основные сюжеты картин Николая Трегуба. Галина Скляренко рассказывает, что художник зачитывался книгой по истории нидерландской живописи XVII века, даже переводил ее между страниц на украинский. «Казалось бы, если это его любимое искусство, он должен как-то использовать это в своих работах. Но его работы совсем другие!» — замечает куратор выставки «Другая история».

При жизни художника его работы можно было увидеть разве что на квартирных и других неформальных выставках. В начале 1980-х Трегуб наложил на себя руки — ему был 41 год. Во время перестройки возник интерес к художнику, сегодня многие его произведения хранятся в частных коллекциях за рубежом, они есть в Zimmerli Art Museum, что в американском штате Нью-Джерси.

ПЫЛЬ ЭПОХИ

Важный компонент выставки — фотография. На черно-белых фотографиях Ирины Пап, Александра Ранчукова и Виктора Марущенко зафиксированы киевские реалии 1960—1980 годов. Октябрята в Музее Ленина показывают свои значки, а вот снимок из самого музея — с многочисленными фигурками Ильича. В легкой пыли убирают участники субботника, люди стоят в очереди к лоткам — эти снимки являются и художественным экспонатом, и документом эпохи.

ФОТОРЕПОРТАЖ: «Возвращение к искусству»

«В Украине фотография до сих пор остается вне поля зрения искусствоведов, хотя является мощным пластом нашей визуальной культуры, — убеждена Галина Скляренко. — Хочется, чтобы представленные фотографии размещались именно в музее, рядом с живописью, скульптурой, графикой. К тому же уже выросло поколение, которое не понимает бытовых признаков советского времени. И на этих снимках — исторический и социальный контекст, который показывает наглядно фон, на котором создавалось наше искусство».


НОЧЬ, СВЕТ, ТАЙНА. КАРТИНА СЕРГЕЯ ОДАЙНИКА «ЗВУКИ ЛЕТНЕЙ НОЧИ»

Это искусство очень разное, но часто — будь то «Гневный Тарас» Аллы Горской или лирические «Звуки летней ночи» Сергея Одайника — о ценности личных переживаний, свободе и индивидуальности. «Мне кажется, одной из тенденций периода от оттепели до перестройки является некое возвращение к искусству, — рассуждает Галина Скляренко. — В сталинские времена все вычеркнули и запретили, переформатировали представление о том, каким является искусством, кто является художником. И время от оттепели — время возвращения к творчеству, к поиску современного художественного языка».

ТРАГЕДИИ И НАДЕЖДА

Авторы выставки «Другая история» стремятся по-новому взглянуть на сложности и противоречия искусства второй половины ХХ века. «Схема «официальное-неофициальное» уже не работает. Многие художники, которые работали в так называемом официальном поле, также создавали совсем другое искусство, — подчеркивает Галина Скляренко. — Татьяна Ниловна Яблонская после «Хлеба» фактически не написала ни одной соцреалистической картины. А «Реликвии Бреста» Виктора Рыжиха — это очень достойная работа, хотя и самое официальное, что может быть. Все связано!».

«ЗИМА В СТАРОМ КИЕВЕ» ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ, СОЗДАННАЯ В 1976 ГОДУ. ГАЛИНА СКЛЯРЕНКО ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ПОСЛЕ «ХЛЕБА» (1949 ГОД) ХУДОЖНИЦА ФАКТИЧЕСКИ НЕ НАПИСАЛА НИ ОДНОЙ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ

Выставка «Другая история» в очередной раз показывает наглядно необходимость создания музея современного украинского искусства, где бы были собраны работы от послевоенного периода и до сегодняшнего дня — пока они окончательно не распылились по миру. «Что происходит с работами художника после смерти — сложная и трагическая история, — признает Галина Скляренко. — Например, Трегуб. Семья хранит часть работ, часть отправили в Zimmerli Art Museum. А художник Хомков, который уже умер, не имел семьи. Знала его лично, видела его работы, а куда они теперь делись — не знаю, нужно искать их у каких-то его друзей. Музей должен заниматься такой работой: архивировать, собирать произведения».

Новый проект в НХМУ также призывает к дискуссии о художественных процессах второй половины ХХ века. Организаторы анонсируют круглый стол с искусствоведами, встречи с художниками. Кроме того, «Другой истории» посвящен новый выпуск журнала «Антиквар», вскоре будут представлять каталог выставки. Галина Скляренко резюмирует: «Сегодня нужно показывать как можно больше, максимально полно реконструировать художественный процесс и нивелировать многочисленные мифы».

Так что открывайте, впервые или заново, легендарные личности украинской культуры на выставке «Другая история: искусство Киева от оттепели до перестройки», которая продлится в Национальном художественном музее Украины до 30 октября.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ