В Крыму - свежие обыски и новые задержания. Напомним, что в течение 3 и 4 сентября в домах крымских татар Эльдара Одаманова, Азиза Ахтемова, Шевкета Усеинова, Асана Ахтемова и Наримана Джелялапрошли обыски. Как сообщает ОО «Крымскотатарский ресурсный центр», силовики изъяли технику и увезли мужчин с собой. В среднем 4 сентября российские силовики в оккупированном Крыму задержали 40 человек, которые хотели узнать о судьбе пятерых крымских татар. Их оштрафовали на 30 тыс. рублей.
«Позже стало известно, что Наримана Джеляла и двоюродных братьев Азиза и Асана Ахтемова подозревают в «пособничестве диверсии». Оккупанты утверждают, что они причастны к повреждению газопровода в селе Перевальном Симферопольского района Крыма, - пишет «Крымскотатарский ресурсный центр». - Эльдара Одаманова отпустили после обыска, но позже его повторно задержали и составили на него административный протокол за «неповиновение полиции. Судьба Шевкета Усеинова остается неизвестной до сих пор».
К сожалению, подобные притеснения от оккупационной власти в Крыму крымские татары испытывают постоянно, с момента оккупации полуострова. Как отмечают правозащитники, ранее репрессии и угрозы касались в основном мужчин, но теперь в списках пропавших и преследуемых оказываются и женщины.
«СОТНИ ЖЕНЩИН И ДЕВУШЕК ПОДВЕРГЛИСЬ РЕПРЕССИЯМ»
По данным «Крымского ресурсного центра» (КРЦ), с 2014 года были зафиксированы следующие нарушения прав женщин: 18 обысков; три попытки привлечения к уголовной ответственности; два заочных ареста; 21 административное дело; пять привлечений к уголовной ответственности; одно насильственное исчезновение; два случая давления на адвокатов. Кроме того, было зафиксировано 12 случаев гибели женщин за период оккупации Крыма.
«Сотни женщин и девушек подверглись репрессиям и преследованиям. Наиболее уязвимыми становятся семьи политических заключенных, которые остаются без мужской поддержки. Сейчас 64 жены, 119 матерей и 98 дочерей осталась без мужской помощи, - рассказывает Зарема Бариева, менеджер КРЦ. - Мы постоянно мониторим состояние прав человека в Крыму. И наиболее болезненная категория касается людей, у которых проводят обыски. Уже цифры идут не на десятки, а на сотни и даже тысячи. Так, 18 обысков происходили непосредственно в домах женщин, среди которых журналистки, были обыски даже в доме учительницы крымскотатарского языка. Также были обыски в домах активисток. Женщины также подвергаются арестам. Преследуют даже тех, кто проживает на материковой Украине. Репрессивный каток набирает все большие обороты. Мы зафиксировали 21 административное дело, открытое против родственников политзаключенных. В некоторых семьях есть целых три политзаключенных».
«По данным нашего центра, сейчас 52 человека находится в СИЗО, и 63 - осуждены. Среди этих осужденных - три женщины. Одна из них - это 66-летняя Галина Долгополая, которая была арестована еще в ноябре 2019 года, осуждена на 12 лет. Анна Сухоносова была задержана в сентябре 2017 года, осужденана 9 лет. А 14 февраля 2021 г. была задержана жительница Феодосии, которая была осуждена на 4,5 года в колонии общего режима. Не могу не вспомнить о случае привлечения к уголовной ответственности Ларисы Китайской и Заримы Куламетовой. К счастью, обе женщины сейчас на свободе. Лариса была вынуждена оставить оккупированный Крым, а Зарема, несмотря на преследования и репрессии против членов ее семьи, продолжает жить в оккупированном Крыму, - продолжает Зарема Бариевая. - Также был зафиксирован случай насильственного исчезновения многодетной матери: женщину похитили, Абибе Решатову, надев на голову пакет, в течение нескольких часов никто ничего не знал о ней. Сейчас она на свободе».
«АКТИВИСТЫ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОДОЛЖАЮТ»
Также подвергаются давлению адвокаты, периодически получая от оккупационной власти письма-предупреждения и угрозы. В «Крымскотатарском ресурсном центре» зафиксировали два случая давления на адвокатов, один из которых касается Эмине Авамилевой. Женщина подготовила для КРЦ видеозапись, на которой рассказала подробнее о своих перипетиях. «Я живу и работаю в Симферополе. Работаю адвокатом. Но вместе со своими единомышленниками, общественными активистами реализуем ряд проектов, направленных на сохранение национальной идентичности крымских татар. Видимо, поэтому мы находимся в пуле российских правоохранительных органов. Но мы, общественные активисты, а это и социально активные женщины, пользуемся особым вниманием у правоохранителей, - рассказывает детали адвокат Эмине Авамилева. - Начиная с 2014 года, мне лично еще 23 февраля было вручено предупреждение о недопустимости нарушения закона. Оно было подписано в то время и.о. прокурора республики Крым Натальей Поклонской. Отправлено по почте, а потом еще и вручено лично и объяснено сотрудником прокуратуры. Когда я просила показать мне его служебное удостоверение, он показал удостоверение от украинской прокуратуры... Такие предупреждения мы получаем систематически накануне важных дат, которые значимы для общества. И эти даты касаются не только крымских татар, но и Украины и мира».
Последнее предупреждение Эмине Авамилева получила накануне тридцатой годовщины независимости Украины. За год таких писем получает два, а то и три. «Как правило, такие предупреждения вручаются не только общественным активистам, но и членам Меджлиса, членам избирательной комиссии Курултая, - добавляет она. - Но активисты свою деятельность продолжают. Мы в строю».
Историк Гульнара Абдулаева подчеркивает, что это не первый раз женщины крымскотатарского народа подвергаются дискриминации в Крыму. Потому что еще со времен государственности крымских татар крымскотатарская женщина была не только матерью, женой, но и полноправным членом общества. Она могла влиять на решения своего мужа, имела право голоса в государственном совете, то есть с женщинами считались всегда и во все времена. «Женщины имели свои благотворительные фонды, строили мечети, помогали нуждающимся. После прекращения существования Крымского ханства роль женщины не уменьшилась. Они приобщались к движению за права женщин в мире. У них был опыт, ведь их никогда не ограничивали в правах. Когда в Европе женщинам приходилась отстаивать свои права, то в Крыму они имели равные права с мужчинами. Женщины имели право участвовать в выборах - это по состоянию на 1917 год. Они могли наравне с мужчинами выезжать на конференции, то есть принимали активное участие в жизни своей республики », - рассказывает историк.
«НАДО ИСКАТЬ НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ, КАК ЭТИ ПРОБЛЕМЫ РЕШАТЬ»
Теперь ситуация изменилась. Правозащитники отмечают, что сейчас важно мониторить все нарушения прав женщин и мужчин, которые происходят в Крыму. Кроме вышеупомянутых фактов притеснений женщины на полуострове подвергаются политическим преследованиям. Речь идет о членах Меджлиса. После решения от 26 апреля 2016 г. о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией и запрете его в Крыму, были нарушены права четырех представительниц Меджлиса, а также более 200 членов-женщин из системы местных и региональных Меджлисов крымских татар.
«Еще имеет место психологическое насилие в виде отказа предоставления свиданий с политзаключенными. Часто заседания проводят закрыто, и нарушения этих прав тоже надо изучать, что делаем мы, - отмечает Людмила КОРОТКИХ, менеджер КРЦ. - Последний отчет о нарушении прав человека в Крыму мы готовили в ООН в июне. Рабочая группа ООН по вопросам женщин проводила день прав женщин-представительниц коренных народов, мы приобщались к панельным заседаниям. То есть важно не только фиксировать факты нарушений, но и искать новые механизмы, как эти проблемы решать. Мы призываем женщин не бояться и не замалчивать эти факты. Потому что пока есть до 200 нарушений, а дальше это могут быть тысячи».
Людмила Коротких советует женщинам для защиты своих прав использовать механизм подачи жалоб в конвенционные комитеты ООН. Еще в 1979 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этот международный договор вступил в силу 40 лет назад. Именно в комитет ООН по упомянутой конвенции советуют обращаться юристы. «Политическое участие женщин закреплено также в целях устойчивого развития. Так что есть сегодня мощный инструмент, чтобы защищать права людей. Когда мы говорим о женщинах в Крыму, важно осознавать, что они подвергаются множественной дискриминации, то есть это дважды уязвимая группа, потому что подвергаются дискриминации по гендерному и часто по религиозному признаку, - говорит Людмила Коротких. - Также есть еще механизм специального докладчика ООН по насилию в отношении женщин. Эти доклады направляются Генеральному Секретариату, озвучиваются на заседаниях ООН. Это как обычные отчеты, но задача всех этих специальных процедур - это становление и развитие стандартов в области прав человека. С другой стороны, это изучение ситуации, и любое упоминание о нарушении прав женщин в Украине на высоком уровне дает результаты. Это дает нам возможность иметь еще больше убедительных аргументов, когда мы говорим о введении санкций к РФ ».