5 (17 апреля по новому стилю) 1882 года родился Вячеслав Липинский – выдающийся украинский мыслитель, политический и общественный деятель, работы которого начали возвращаться в Украину только с обретением ею государственной независимости. Но этот процесс, в сущности, только начат. Между тем идеи Липинского (и, возможно, главная из них: никто за нас не построит государство, если мы сами не сможем его построить) сейчас, безусловно, еще более актуальны, чем 100 лет назад.
Причем глубина его исторического анализа, прогностическая точность (почти ювелирная, снайперская) проявляется не только в его больших, классических произведениях («Письма к братьям хлеборобам», «Украина на переломе»), но и в записях менее известных, не столь известных, в частности, в его богатейшей переписке. Очень показателен пример – «Письмо к генералу Залесскому», написанное в эмиграции в Берлине в ноябре 1927 года (действительно непростое время в жизни Липинского: здесь и постепенное, однако неуклонное обострение смертельной болезни, и досадные несогласия с гетманом Скоропадским, и материальные затруднения). Однако и в этом, сравнительно небольшом по объему письме, адресованном генералу Залесскому, когда-то, в 1918 году, участнику построения Украинского государства во главе с гетманом Скоропадским (возглавлял Харьковскую власть), - а затем, в следующем году в Париже Залесский «по этическим соображениям» объявил, что больше не поддерживает независимость Украины – и здесь очень много точных предсказаний, наблюдений, даже пророчеств. Впрочем, как почти всегда у Липинского.
Перейдем к конкретному содержанию письма. О чем, собственно, здесь идет речь? Генерал Залесский (а они с Липинским, несмотря на то, что были политическими антиподами, сохраняли корректные отношения) направил письмо, в котором поставил перед автором «Писем к братьям хлеборобам» довольно неожиданный вопрос: возможен ли в СССР (таком, каким он был), а точнее в России, появление нового, «идеального» Петра Великого» и следует ли это приветствовать? Липинский, сохраняя полную толерантность по отношению к своему визави, не признал такой вопрос неуместным, надуманным или смешным, напротив, подробно и терпеливо ответил.
Украинский мыслитель начал сразу с того, что он не хочет появления «нового» Петра. «Не хочу потому, - объяснил он свое мысль, - что, если бы даже этот Петр был лично идеалом всех добродетелей, режим, который он олицетворит – режим управления Россией из одного центра, пренебрегая ее территориальными отличиями – сделает из него точно такого же Петра, каким был первый: духовного отца и предтечу большевизма» (это – к вопросу о наследственности и преемственности в русской истории. – И.С.).
Липинский убежден, что «этот новый Петр Великий должен будет для создания единой России образовать, в первую очередь, всероссийский правящий слой. Чтобы придать этому слою один всероссийский фасон, ему придется сажать на колья «мазепинцев», завести «тайный приказ», «опричнину», ІІІ отдел или охранку. Без террора единая Россия не может существовать, потому что только насильственно можно собрать в одно-единое то, что по природе не едино (точное описание будущего способа существования сталинского режима. – И.С.)». Автор подчеркивает: «Тем окончательным террором и насилием он (русский тиран. – И.С.) привлечет в число своих сотрудников, в российский единый правящий слой всех холопов Русской земли. Ибо только холопы, только люди, лишенные всякого рыцарства и благородства, будут в силе ради служебной карьеры наплевать на свои «Украины», на все свои права и традиции и стать всероссийским нераздельным правящим слоем» (что собственно, дополним Липинского, и случилось).
«Конечно, – объясняет автор, – между этими потомками будут люди честные и благородные. Но их борьба с холопством будет безуспешна. Безуспешной она будет потому, что холопство является конечной принадлежностью, логически неизбежной предпосылкой всякого Петра Великого, всякого центродержавия, всякого единства и единодушия России. Кто хочет Петра Великого, тот хочет холопского правящего слоя в России».
Липинский прогнозирует: «И в минуту опасности такой господствующий слой никогда не будет способен спасти свое Отечество (! – И.С.). Слои, не связанные ни с землей, ни с традицией, слои, обязанные всем только царю – а именно такие слои создают все Петры Великие – не может действовать объединено, когда исчезает тот, кто объединял их кнутом и раздачей авансов и наград. Холопы, лишенные господина, всегда начинают драться между собой и к чему-то другому, как драки и предательства, они не способны (предвидение будущего России? – И.С.).
«Между тем, - предостерегает автор, - существует очень большая опасность появления Петра Великого (написано, напомним, в 1927 году. – И.С.). Что может быть проще, чем заменить новую «чрезвычайку» охранкой, комиссаров – приставами, узаконить грабеж земли (до «сплошной коллективизации» - еще год, до ада Голодомора – почти 5 лет. Липинский умер в июне 1931 года. – И.С.) и наградить всех перешедших к большевикам орденами за спасение единства и «центродержавности» России.
А дальше Липинский обращается уже к своему корреспонденту, генералу Залесскому. В частности, он пишет: «В 1918 году Вы, Ваша Светлость, приняли активное участие в построении Украинского Государства. Правда, с методами его построения – в вопросах языка, аграрном и т.д. – Вы не соглашались. Но сам принцип украинской государственности Вы признали, раз Вы не отказались категорически от должности правительства Харьковского старосты.
Я, как Вам известно, - продолжает Липинский, - выступил в «Хлеборобе Украины» очень решительно против напавших на Вас украинских интеллигентов. Я им доказывал, что без людей такого рыцарского типа, как генерал Залесский, не удастся построить украинское государство. Я им доказывал, что, собственно, эту рыцарскую верность и благородство им следует ценить превыше всего и не обращать внимание на не такое или иное отношение к украинскому языку. Можно говорить по-украински, писал я им, и быть предателем, разрушителем государства, как они, и, не говоря по-украински, строить украинское государство, как это делал генерал Залесский.
Вдруг, после всего этого, появляется Ваше открытое письмо Милюкову (Париж, июнь 1919 г. – И.С.), в котором Вы категорически отмежевываетесь от всякого «украинодержавия». Что ж, если Вы, задекларировавшие себя украинским государственником, говорите, что украинское государство несуществено, а существена этика, то люди, принесшие в жертву украинской государственной идеи все, никак с таким пониманием этики в политике соглашаться не могут. И позвольте не нарушать в письмах к Вам политики, к которой мы относим совершенно разные и противоположные, как практические, так и этические оценки» - резюмирует Липинский.
***
Сейчас, почти через сто лет, это письмо вовсе не стало «памяткой исторической мысли». Так как проблемы, затронутые в нем – холопство и благородство, суть «имперского слоя» России, измена и верность Отчизне – вечны. И касаются Украины в разные эпохи. Именно исходя из этих соображений, газета «День» вполне закономерно провозгласила 2022 год годом Вячеслава Липинского.
Игорь СЮНДЮКОВ, «ДЕНЬ»