В каждой семье хранятся старые фотографии. Они передаются по наследству от старшего поколения младшим.
И часто бывает так, что необходимо исправить какие-либо данные об известном человеке, или уточнить некоторые детали из его жизни.
Но в данном случае речь идет об «исправлении» фотографии украинского поэта Василия Чумака, который погиб от рук деникинцев в ноябре 1919 года в неполные 19 лет.
Почему речь идет об исправлении? Так случилось, что оригинал фотографии Василия Чумака хранился у моей бабушки Ульяны Григорьевне Кныш (Чумак) в городке Ичня Черниговской области.
А Ульяна Григорьевна была старшей сестрой Василия Чумака.
Эта фотография подписана «В. Никольской», Вале Никольской — девушке-гимназистке с которой встречался Василий Чумак.
После трагической гибели Чумака В. Никольская передала это фото родителям поэта, Григорий Семенович и Анастасии Петровне. От них она попала в Ульяны Григорьевны Кныш, а от нее ко мне.
И здесь возникает вопрос, как могло так случиться, что в «Википедии», а также в сборниках произведений Василия Чумака на фотографии по сути изображен не он?
Вроде все и правильно, гимназическая форма, усы, и даже прическа, но этот человек лишь очень отдаленно похожа на В. Чумака.
В доме Ульяны Григорьевны Кныш (Чумак) на стенах на вышитых рушниках висели фотопортреты ее братьев Василия и младшего Николая.
Николай Чумак был способным литератором. Его арестовали в Киеве по фальшивому доносу в 1936 году, и он погиб в сталинском концлагере неподалеку от Магадана в ноябре 1941 года.
Ульяна Григорьевна давала переснимать фотографию Василия Чумака именно с этого увеличенного фотопортрета.
Она перестала доверять просителям после того, как директор Ичнянского краеведческого музея Николай Будко попросил переснять несколько фотографий поэта. А вернул ей только копии.
Это раскрылось только приблизительно через полгода. Старшая дочь Ульяны Григорьевны Кныш Елена Сергеевна пошла к этому Будко выяснить, как вообще такое могло произойти.
Но он сказал, что оригиналов этих фото у него уже нет. А через некоторое время в журнале «Украина» появилась статья о Чумаке, где впервые были опубликованы изъятые незаконным путем у семьи поэта фотографии.
Дальнейшая судьба этих фотографий неизвестна. Остались только копии.
На одной из этих фотографий Василий Чумак со своими товарищами-гимназистами из Городянской гимназии, а на другой, которая была сделана в июне 1919 года, он с известными украинскими поэтами Михайлем Семенко и Валерьяном Полищуком.
В моем архиве хранятся все сборники стихов В. Чумака, которые были изданы после его реабилитации.
Это избранные произведения «Червоний заспів», которые вышли в издательстве «Радянський письменник» в 1956 году, благодаря подвижнической работе литературоведа и поэта Степана Крыжанивского, который собственно после почти тридцати лет небытия и вернул имя Чумака Украине.
Но фотография. На ней человек, отдаленно похожий на В. Чумака, но явно не он.
Здесь можно предположить, что фотография Чумака очень много раз переснималась, и при этом еще и ретушировалась. Что еще больше меняло фотообраз украинского поэта.
Через 12 лет, в 1968 году, писатель Степан Крыжанивский подготовил к переизданию произведения Василия Чумака в издательстве художественной литературы «Дніпро».
И что интересно. Эта фотография уже значительно приближена к настоящему фото поэта. Она выглядит именно так, как и портрет Чумака, который висел в доме моей бабушки Ульяны Григорьевны. Однако это была лишь фотокопия.
В 1969 году в издательстве «Молодь» вышла повесть-эссе «Спалах» о Василии Чумаке писателя Юрия Бурляя.
Бурляй пожалуй единственный человек, который догадался записать воспоминания о брате у Ульяны Григорьевны Кныш (Чумак).
Там Валя Никольская выведена писателем под именем Галя. Возможно, именно поэтому, что так проще было обнародовать память о любви поэта и красивой гимназистки, не выходя за определенные рамки.
У издания произведений Василия Чумака 1982 года в издательстве «Молодь» его рисованный портрет на суперобложке также очень отдаленно напоминает оригинал.
А портрет на обложке литературно-критического очерка «Василь Чумак» литературоведа Степана Крыжанивского, который вышел в издательстве «Радянський письменник» в 1990 году, скорее всего, является фотокопией с какого-то неудачного портрета Чумака.
То же самое можно сказать и об очень приблизительном фото в последнем и наиболее полном издании сочинений Чумака «Червоний заспів». Издательство «Молодь», 1991 год.
Рассматривая историю этой старой фотографии, хотелось бы надеяться, что когда в будущем все-таки возникнет вопрос о переиздании произведений Василия Чумака, при его подготовке уже будут пользовать «исправленную» фотографию поэта.
Чтобы читатели могли увидеть, каким на самом деле украинский поэт Василий Чумак был при жизни.