Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Очищение

Денацификация послевоенной Германии и Россия после Путина: общее и различное
24 марта, 2022 - 17:25

Одна из сквозных тем выступлений экспертов, специалистов, «лидеров мнений»: насколько опытом денацификации Германии после войны (1945 - конец 60-х годов; сразу подчеркнем, что это был длительный, трудный процесс, занявший целое поколение, а совсем не быстрая, молниеносная кампания!) можно воспользоваться после Победы Украины над агрессором и устранения Путина (физического или политического)? Поучительного здесь, безусловно, немало, но как этот опыт можно использовать после победоносного завершения войны?

Сразу хотелось бы сделать несколько существенных замечаний. Прежде всего, опыт Германии является если не уникальным, то уж точно специфичным. Механический перенос этого опыта на послепутинскую Россию невозможен хотя бы по двум причинам. Во-первых, милитаристская Пруссия и ее преемница – кайзеровская Германия – ни в коем случае не были «образцом демократии» (мягко говоря): и все же по сравнению с государственными институтами оккупанта, только что вторгнувшегося в Украину, они могут быть признаны таким образцом (все относительно в этом мире); а во-вторых – и это еще важнее – Германия потерпела поражение в 1945 году и была оккупирована коалицией государств-победителей. Возможна ли сейчас денацификация России без такого же колоссального толчка извне? Возможно, очевидно, только в случае революции, которая сметет режим; или вступления в Москву войск НАТО; или же новой «перестройки» и программы мирных реформ (похоже, наименее вероятный вариант); или наступления украинской армии на Москву и окрашивание Кремля в желто-голубой цвет. "Ничто не правда и все возможно".

И все же, несмотря на очень малую вероятность таких событий, говорить об очищении Германии надо. Ибо что-то из этого инструментария может пригодиться в будущем. Итак, кратко об этом.

1. Сначала был военный разгром, затем сверхжесткие политические меры. Запрет нацистской партии НСДАП (а там, надо помнить, было до 11 миллионов членов – следовательно, были введены 5 разных категорий ответственности – от смертной казни до запрета занимать определенные должности). И главное – категорический запрет самой нацистской идеологии навсегда.

2. Децентрализация и федерализация Германии, переход в парламентскую республику как предохранитель от тирании и диктатуры.

3. Подбор нового аппарата чиновников (не надо упрощать: старые, «проверенные» кадры, как тараканы, пролезали. Так, Президент ФРГ в 1959-1969 гг. Любке работал в нацистских судах и выносил приговоры; несколько немцев-генералов НАТО в свое время служили в вермахте… И все-таки…).

4. Отказ от планов превращения проигравшей Германии в аграрную страну (обсуждались в Потсдаме). Вместо этого – колоссальные объемы экономической помощи немцам согласно «плану Маршалла», что позволило до конца 50-х годов несравненно поднять уровень жизни.

5. Отказ (фактический) от армии, разоружение, демилитаризация страны. Когда речь идет о путинской России, то разоружать следует ядерное государство.

6. Внутреннее покаяние (важнейшая вещь). Часто пишут, что союзники силой заставляли немцев смотреть фильмы о концлагерях и Холокосте. Это так, но только в конце 60-х, когда подросло поколение молодых, которые могли прямо спросить: "А что ты, отец, делал при Гитлере?" - тогда животворный процесс покаяния стал внутренним.

После этого большинство немцев (а не кучка интеллектуалов) поняло правоту слов великого Томаса Манна: «Нет двух Германий – «доброй» и «злой». «Злая» Германия – это и есть «добрая», которая погрязла в преступлениях, утонула в заблуждениях, стоит перед катастрофой». «И недаром, - продолжал Манн, - в «добром», старом немецком Веймаре, городе Гете и Шиллера, ощущался страшный запах горелого мяса – запах соседнего Бухенвальда». Почувствовать вину, а не просто признать ее – это и есть очищение.

Игорь СЮНДЮКОВ, «ДЕНЬ»

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ