Украинское киносообщество обратилась с открытым письмом к Павлу Сушко, Председателю подкомитета в сфере кинематографа и рекламы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики. Тема письма — банальная и убийственная одновременно: отсутствие государственного финансирования отрасли с начала года.
Учитывая содержание документа, предыдущий абзац — слишком официальная, потому неточная формулировка.
На самом деле это не открытое письмо, а крик отчаяния. Причем, судя по тому, что подписано оно руководством самых влиятельных киноорганизаций — Украинской Киноакадемии, Ассоциации киноиндустрии Украины, Украинской киноассоциации, СУК (Современное Украинское Кино), Национального центра Александра Довженко — это крик всей отрасли.
Если свести к краткому перечню, то причины для обращения следующие.
По состоянию на 13 марта паспорт бюджетной программы по КПКРК 3806030 «Государственная поддержка кинематографии» не согласован Министерством финансов и не утвержден Министерством культуры, молодежи и спорта, за что средства, предусмотренные программой, заблокированы. Как следствие, остановлены:
1) финансирование производства и распространения национальных фильмов;
2) возвращение части квалифицированных расходов иностранным субъектам кинематографии (рибейты);
3) обеспечение мероприятий по популяризации, сохранению, восстановлению, реставрации национальных фильмов;
4) финансовая поддержка государственного предприятия «Национальный центр Александра Довженко» — сотрудники центра не получают зарплату;
5) выплата стипендий членам Совета по государственной поддержке кинематографии (уже 11 месяцев).
То есть это остановка отрасли.
Помню, когда нынешняя команда только пришла к власти, я вместе с остальными коллегами думал: что ждет украинский кинематограф, который последние 5 лет чувствовал себя, пожалуй, лучше всего за всю историю своего существования? Поскольку и сам Президент, и часть его окружения были причастны к соответствующей индустрии, многие из нас имели серьезные опасения, что теперь в финансировании, которое все еще осуществляется преимущественно государством, преференции получат «Студия» Квартал 95 «и другие приближенные структуры. Скандальная история с назначением нового председателя Госкино (кстати, ее подпись под письмом красноречиво отсутствует) эти подозрения усилила.
Однако все оказалось гораздо проще.
Слишком сосредоточившись на биографических подробностях, мы упустили общую картину. Мы не учли, что пришли не профессиональные киношники, а прежде всего политические дилетанты. Что даже до «распилов» не дойдет. Что средств просто не будет. Как не будет их во многих других местах. Что те, кто отвечает за распределение этих средств, за их поступление и все остальное, провалят и развалят все, за что будут браться. Мы боялись пародийного повторения недодиктатуры Януковича или авторитарного болота Кучмы — а получили (с примесями и Кучмы, и Януковича) реплику ранних 1990-х. В которые среди прочего главной чертой национального кино было его почти полное отсутсвие.
Конечно, зеленая беда окончится в обозримом будущем. Но потери, которые наше кино понесет, представить невозможно.
Метафоры и аллегории помогают справляться со многими проблемами. Поэтому нынешнюю власть во вполне злободневном духе хочется сравнить с тем же вирусом. Он агрессивный, он наглый и атакует по всем фронтам. Но убьет он не всех. И скоро пройдет.
Мы выживем.
Еще бы иммунитет выработать.