Удивительным образом именно сегодня, в тот исторический период когда Украина делает неоценимо важную работу по самореформированию, обезьяний ход мышления, кажется, берет верх над просто человеческим, а тем более над профессионально обогащенным.
Как говорил В.Черномырдин «Процесс реформ подобен смерти, но нельзя растягивать страдания людей».
Реформирование театрального дела в Украине, инициированное специалистами, кажется, стало поводом для некоторых мало причастных к этому делу депутатов, доказать свои законотворческие не скажу способности, потому что, точнее сказать — амбиции. Закон «О театре и театральном деле», который главным механизмом его совершенствования видит контрактную систему, вызвал первый вал неудовольствия художественных руководителей театров. А как иначе, если руководителем театра мог быть (по новому закону) кто угодно по специальности, проработавший в театре три года.
А как иначе, если руководить театром (читай строить, лелеять, формировать его) можно не более двух сроков по пять лет. А как иначе, если обесценивается достоинство любого театра поколениями единится в честь своего неповторимого стиля, названного в честь основателя, например — Леся Курбаса, Гната Юры, Сергея Данченко, Юрия Любимова, Бертольда Брехта?
Театральная реформа назрела и это абсолютно понятно для всех, кто смыслом бытия поставил служение театру. И, прежде всего, это касается той проклятой советчины, которая имела целью закрепощение театра во всех его возможных проявлениях ради пропагандистской целесообразности. В обществе без идеологии возникает простой вопрос — на что тратятся народные деньги?
Призываю реформаторов, которые в поисках новых идей не идут дальше достаточно поверхностного изучения польского опыта, прежде чем двигаться дальше неблагодарной, сложной, опасной тропою перемен, внимательно прислушиваться к волнениям украинского театра.
Почему реформы в разных отраслях поднимают девятый вал возмущения? Нам отказывает слух, разум, шестой орган — орган смысла? Очень быстро становится очевидной их близорукость.
В сфере театра все просто — мы беремся работать по контрактной системе, не выписав контракт с актером, режиссером, — как таковой!
2. Мы предоставляем право решать судьбы работников театра — комиссиям, не установив принципы формирования, которые бы исключили их заангажированность!
И, наконец, очень простое и жизнезначущее — кто-то может квалифицированно проинформировать о существующей инфраструктуре украинского театра и ее скоординированности с контрактной системой. Примитивно — имеют ли театры возможности предоставлять жилье, трудоустраивать членов семьи, помогать пристроить детей в детсад, перемещающимся на контрактах от города до города, работникам искусств.
При больших усилиях цеха художественных руководителей удалось внести в «Закон» изменения, которые определили решающим в театре художественное, а не коммерческое начало. Но контрактная система станет жизнеспособной не только тогда когда права руководителей будут защищенными, а важнее всего, когда она предоставит гарантию творческой независимости центральному лицу театра — Его величеству Актеру.
Ему контракт должен гарантировать занятость в репертуаре, право отказа от роли (потому что неверным назначением можно уничтожить и опытного мастера).
Первый контракт на три года, еще два по пять, а дальше какой контракт? Как отличаются между собой контракты, поскольку и возможности наши с годами меняются.
Статусы театров «академический» и «национальный» пожизненные, или их нужно доказывать и ежедневно и по итогам периода работы творческого руководства?
Наконец, финансирование театров по штатному расписанию, налог на добавленную стоимость, налогообложение культурной сферы аналогично производству водки и отчетность, отчетность, отчетность когда-то уступят взвешенному механизму финансовой поддержки театров?
Например, в Швейцарии с театров вместимостью до 100 зрителей сняли любой контроль за заработками. Но за каждую копейку, выданную театрам из бюджета (чаще всего это деньги на содержание помещений, приобретение технического оборудования) нужно отчитываться документально.
Во всем мире работают стимулы для спонсорства и меценатства. Украинский закон по этим вопросам отлеживается второй десяток лет.
Наконец, реальная цена театрального билета абсолютно неприемлема для среднего класса, который осознает искусство, как необходимую составляющую полноценной жизни и потому все дотации государства идут на покрытие этого дефицита и на скупое сохранение, а вовсе не на развитие театрального искусства.
И сердцем, и головой мы осознаем важность реформ в сфере искусства, что, в конце концов, это вопрос ценности хлеба духовного для всей страны.
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины