Во Львовском Музее народной архитектуры и быта им. Климентия Шептицкого сгорела гуцульская гражда (комплекс, состоящий из дома и хозяйственных построек, замкнутых ограждением по периметру)… Привезена туда 50 лет назад из села Криворовня. Того села, где снимались (и в Верховине, что рядом) «Тени забытых предков» Сергея Параджанова (в фильме мы ее и видим; скажем, в эпизоде Рождественского праздника).
А если, не приведи Господи, действительно война? Защищены ли наши культурные, художественные ценности хоть как-нибудь? Наши музеи, архивы? Одна авиабомба, скажем, и… Нет, не хочу даже произносить вслух, что за этим «и…».
Дело не только в данной конкретной угрожающей коллизии. Сколько их может возникать в будущем! В 1991-м Юрий Ильенко, на тот момент председатель Госкинофонда Украины (то же, что Госкино), пригласил меня на работу для разработки плана создания архива фильмовых материалов. Почему-то вспомнился один из наших режиссеров, кричавший мне: «Зачем мне ваш архив? Если что - я уеду в Москву, в Госфильмофонд!». Ох, и мудрые есть люди у нас, как и где-либо. Пусть поедет теперь…
Одно из моих предложений (после изучения зарубежного опыта) – использовать военные подземные склады. Тогда же начали уменьшать военную инфраструктуру. Нам отказали… Были и другие предложения, и там неизменно учитывалась компонента безопасности.
В итоге уже в 1992 году Госкинофонд ликвидировали (а зачем оно, в Америке кинематограф не финансируют из госбюджета,- сказали еще более мудрые, чем тот «архивированный» режиссер, людишки у власти). Так оно пошло-поехало. Киноархив игровых фильмовых материалов (Довженко-центр) все же создали, только он чуть ли не в центре Киева. И все там хранится. Хотя на самом деле фильмоматериалы должны храниться за пределами города, желательно таким образом, чтобы в чем-то подземном, «катакомбном». Однако мы экономные люди… А скупой, да еще и глупый в придачу, платит не один раз, а тысячу…
Почему, почему так много придурков всегда у власти и возле нее?
На фото:
Фото из фильма «Тени забытых предков»