Никогда не понимал, почему, когда приходят одновременно хорошая и плохая новость, всегда говорят "давай сначала хорошую". Ведь запоминается, формирует окончательный настрой именно та информация, которую слышишь в конце. Нравится скверное послевкусие, что ли?
Поэтому сначала скажу плохую новость о 75 Каннском кинофестивале, а потом хорошую.
Итак, фестиваль, который пройдет с 17 по 28 мая, на днях объявил программу. И в его основном конкурсе, том самом, где награждают "Золотой пальмовой ветвью", участвует картина российского режиссера Кирилла Серебренникова "Жена Чайковского".
То есть организаторы все же не стали бойкотировать кино страны-агрессора.
Конечно, Серебренников более-менее соответствует критериям "хорошего русского" - амплуа, с которым, как с писаной торбой, носится немало полезных не для Украины западных идиотов. И домашний арест несправедливо получил, и снимал без государственной поддержки, и в Европу эмигрировал, и конфликт в «Жене…» выстроен на мотиве гомосексуальности главного героя – ну просто глаз не оторвать.
Но многие годы Серебренников делал в России вполне успешную карьеру статусного артиста. Получал бюджеты от правительства на свои кинопроекты. Руководил театрами. Работал на телевидении – то есть служил машине пропаганды, которая вылилась в конце концов потоками крови на нашей земле.
Да, он сам пропагандой не занимался. Но такие, как Серебренников, не меньше приложились к подъему путинской тирании. Они делали ее приемлемой. Они, все эти балованные европейскими призами и путинскими деньгами карманные либералы, служили коллективной маской на харе людоеда. Помогали людоеду накапливать ресурсы для запланированной резни. А когда стали не нужны – их просто выбросили. Обычная судьба одноразовых изделий – что бы эти изделия о себе ни мнили.
Теперь Серебренников снова пригодился – как самооправдание той части международного интеллектуального класса, который проспал российскую агрессию и до сих пор, кажется, не проснулся.
Да и черт с ними.
А теперь новость хорошая.
В Каннах пройдет мировая премьера украинского фильма. Полнометражный режиссерский дебют Максима Наконечного «Видение бабочки» отобрали в секцию «Особый взгляд» (Un Certain Regard). Этот конкурс направлен на поддержку картин, которые в потенциале могут оказать заметное влияние на развитие языка киноискусства и выделяются оригинальной эстетикой. Также работа Максима будет участвовать в конкуре дебютантов "Золотая камера".
Приз «Особого взгляда» выводит режиссера в высший эшелон мирового фестивального кино: так в разные годы произошло с Апичатпонгом Вирасетакулом (Таиланд), Кристи Пую (Румыния), Йоргосом Лантимосом (Греция), Хоном Сансу (Южная Корея), Ритхи Панем (Камбоджа), Корнелем Мундруцо (Венгрия).
Как отмечено в пресс-релизе, «Видение бабочки» - это «жесткая и сюрреалистическая история о женщине-воине, которая не желает быть жертвой. После освобождения из вражеского плена аэроразведчица Лиля пытается вернуться в мирную жизнь в Украине. Боль и травма из-за пережитого постоянно выныривают на поверхность, как во сне, и что-то внутри нее не позволяет забыть, почему она должна жить дальше».
Максим Наконечный ранее продюсировал ленту Алины Горловой «Этот дождь никогда не кончится» (отмечена призом на кинофестивале IDFA в Амстердаме), сосценаристка «Видения бабочки» - Ирина Цилык, прославленная докудрамой «Земля голубая, как апельсин» (лучшая режиссура на фестивале "Санденс"), продюсерки – Лиза Смит (режиссерка ленты «Школа № 3», приз Берлинале) и Дарья Бассель (продюсерка фильма «Папа – мамин брат» (приз в Нионе, Швейцария), членкиня команды кинофестиваля DocuDays), среди актерского состава есть известная драматургиня и режиссерка Наталья Ворожбит, получившая награду в Венеции за "Плохие дороги". Иными словами, фильм не просто станет востребованной сейчас в мире историей о нашей войне, но и своего рода манифестом нового успешного поколения украинских кинематофист_ок.
Авторок и авторов, которые имеют реальную, а не выкупленную у диктатора свободу и готовы за эту свободу драться.
И что-то мне подсказывает, что они вернутся победителями.