Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История одной картины

17 ноября, 2021 - 14:53

Думаю, история этой картины стоила бы внимательного исследования культурологов, какого-нибудь печального философского эссе от известного писателя и хотя бы эпизода в новом украинском фильме. Однако с самого начала я и сама не почувствовала ее особой роли в жизни многих незнакомых мне людей. Так что обо всем по очереди.

Когда я приезжаю в село, то люблю все фиксировать на камеру – цветы, животных, орнаменты ковров и вышивок, изразцов и тапочек, простые продукты и такие же рецепты, людей, когда разрешат, и небо, другое, нежели над электрическим проспектами городов. У меня никогда не было села, бабушки или родственников, к которым приезжала бы на лето или праздник, и когда в браке я получила "свое" село, то все мои визиты туда превратились еще и в исследовательские экспедиции. Во время последней я наконец добралась до чердака – просторного и светлого, с орехами и травами, теплыми боками дымохода и шуршанием кота, всегда приходящего туда, когда открывается возможность (читайте – дверь). На одной из сторон дымохода висела картина, которой повезло со светом больше, чем многим, спрятанным в музеях. Скупое листопадное солнце будто серебрило ее в сухом воздухе чердака. Архетипичный сельский сюжет – девушки и парни на кладке через реку заиграют и забавляются.

Картина не рисованная, а напечатанная на толстой бумаге недорогая репродукция. Давно забытая здесь, на чердаке, в галерее забегающих белок и домашних кошек. Я сфотографировала ее и, среди других зафиксированных прекрасностей того дня, выложила в сети. И тут началось… Близкие и далекие, знакомые и незнакомые посетители моей страницы оставляли сотни комментариев – и у меня такая, и у нас, и у моей бабушки была… Неизвестная мне картина, увиденная впервые на чердаке, оказалась родной столь далеким во времени и пространстве. людям. Константин Трутовский, "На кладке" 1881 года. Российский художник, влюбившийся в Украину, рисовал ее словно Гоголь и разбирался в Шевченко, стал отцом миллиона советских репродукций. Вот она, попкультура коммунистического общества, шутила сначала я. Во всех домах – одинаковые картины. Но чем больше комментариев я читала, тем ценнее мне казалась ее история. Картина одна – воспоминания разные.

Есть эта картина на хуторах Полесья и в городках Винницкой области, в домах высоко в Карпатских горах и в закрытых кабинетах сельских библиотек, в бабушкиных спальнях и, как у нас, на чердаке. Дети любили придумывать сюжеты и отношения пар, рассматривать одежду и давать имена героям, взрослые – дарили на новоселье и дни рождения, вешали в залах и на верандах, кто-то сохранил и по сей день, для кого-то – это милое воспоминание из давно покинутых мест.

Не знаю, как так получилось, что в моей семье не было ни медведей в лесу ("Утро в сосновом лесу" Шишкина), ни "Луной ночи на Днепре" Куинджи. И хотя такая массовость и простота искусства – ясный признак коммунистических обществ, есть нечто необычное в картинах, разворачивающих калейдоскопы таких разных воспоминаний у таких разных людей. Получается, даже при таких странных условиях искусство сработало, а наивное эстетическое приобщение превратилось в искренние сантименты нескольких поколений. Есть среди читателей, видимо, люди, как и я, не настолько знакомые с художественным искусством, тогда Вам советую посмотреть больше произведений Константина Трутовского, которые словно застывшие кадры этнографических экспедиций по Украине конца ХІХ века. Интересно, какая станет Вашей любимой?

Анна Данильчук, фото автора

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ