Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Катя. Юбилей девочки...

22 марта, 2022 - 16:20
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Действительно, у Кати Степанковой какой-то неправдоподобный юбилей. Ну, все не так, хотя в семье не боятся никаких цифр. Не боялся отец, Кость Петрович Степанков –только немного жаловался, что ноги болят иногда; а так ничего». Не боится мать, Ада Николаевна Роговцева – какие там годы, когда все так стремительно пролетает? И Костя, брат, не обращал внимания... Ох, Костя, боль вечная.

Катю я увидел бог знает сколько лет назад, когда она, пятилетняя, сыграла маленькую Ларису Косач, она же Леся Украинка, в спектакле "Надеяться". Через несколько лет я увидел ее уже на квартире на Пушкинской, где семья жила тогда возле театра имени Леси Украинки. Было ей лет десять. Ее глаза смотрели на мир с каким-то нежным вопросом - так они смотрят до сих пор. Вылитая Ада Николаевна, вместе с Ларисой Петровной Косач. Квартира была необычная – ни до, ни после я такой не видел. Дверь открывалась и закрывалась каждые 5 минут - народ сновал туда-сюда, ел-закусывал, что-то обсуждал, что-то мерил-примерял, о чем-то кричал иногда...

Поэтому не спрашивайте, почему Катя такая, как есть - эта довольно миниатюрная девушка (почему-то именно так она, взрослая женщина, мать двоих детей, представляется мне) похожая на ртуть: она непрерывно двигается, непрерывно говорит (у нее и муж такой, Алексей Скляренко, актер и режиссер), возле нее все время кто-то появляется и исчезает – физически и виртуально...

Может вспомнить, скажем, знаменитого режиссера Романа Виктюка, в театре которого она прослужила немало лет актрисой, - и это все, здесь остановка, здесь растолковывающий Виктюк затопает ногами, закидает словами и поступками; вы его будете видеть и слышать... И разве что сын, 10-летний Матвей, подбежит и переведет стрелки... Или об отце, Косте Петровиче - о, что я только услыхал от нее каким-то вечером (мы живем почти рядом) во время прогулки по Павловскому парку... Что-то глубинное, то, что можно добыть только усилиями любви.

Десятки актерских работ, среди которых и "Варшавская мелодия-2" вместе с мамой, Адой Николаевной. Далеко не все я видел, к сожалению. А еще, уже в Киеве, где Катя работает с 2012-го, театральные режиссерские работы. Вокруг нее сложилась семья, этакий театральный улей, где все гудит, где все приносит хоть капельку меда - и так наполняются соты.

А в прошлом году Катя дебютировала как кинорежиссер (образование кинорежиссерское у нее есть) - документальной лентой "Ветер с Востока". Должен был недавно выйти в прокат - помешал другой ветер, с того же востока и севера, проклятого именами, которые не буду вспоминать на ночь.

Ада Роговцева так объясняет происхождение фильма: «С 2014 года мы на Востоке. У нас есть команда. Инициирует все это моя дочь Екатерина Степанкова. С нами ездит мой внук, Алексей. Он оператор, он снимал передовую, снимал ребят, снимал нас. Меня спрашивают, почему я в таком преклонном возрасте езжу туда. Это же надо еще туда доехать… Скажу так. Там защищают нашу землю мои дети, мои внуки, мои товарищи. Меня носят на руках ребята, передают из рук в руки. Они ведь не меня, артистку, носят. Они носят маму свою, бабушку, сестру, невесту. Они не меня носят, а женщину, по которой скучают…».

Выразительное и очень точное объяснение. Люди на войне нуждаются в женщине – идеальной женщине, которой и является Ада Роговцева. Принято считать, что, когда говорят пушки – музы молчат. Однако нет, война, как это ни парадоксально, активирует романтические чувства, романтические образы. Эти образы и эти идеалы и везут во фронтовую зону артисты.

И в этом ответ фильма «Ветер с Востока» на вопрос о том, как быть художнику, художнице в ситуации, когда твоя Родина в огне? Как превратить залежи твоей творческой энергетики в ветер, дующий в украинские паруса?!

Активируется не что-нибудь, а энергия и залежи семейного бытия. Семейного! Следовательно, начало «Ветра с Востока» можно было снять и в квартире Роговцевой-Степанкова на Ярославом Валу, однако выбрали фойе театра «Созвездие» (кстати, главреж этого театра Алексей Кужельный и подталкивал, инициировал работу над фильмом). Точный мизанкадр – Роговцева сидит за столом, готовясь к чтению текстов пьесы. Сначала одна, а затем медленно сходятся и другие актеры и актрисы. Акцент на том, что они являются членами одной семьи. Главой которой и является Ада Николаевна.

Точная, исключительно точная направляющая режиссерская рука Кати. Хотя немало рискованного - прежде всего в сочетании эпизодов чисто документальных и театральных, собственно игровых. А вот, не чувствуешь стыков, сшито идеально.

Подзабытая категория Катарсиса, дарованная нам античным театром и античными мыслителями, вспоминается здесь непроизвольно. Очищение! Мы нуждаемся именно в нем - ведь война сеет ненависть и враждебность. Семейные ценности в основе. Семейные, несмотря на всю общую унифицированность всего, с культурой и языком включительно.

На очищении и благовестной функции рода и настаивает автор фильма «Ветер с Востока». Народ - это род прежде всего, когда вот этой родовой компоненты нет - не жди ожидаемой свободы, она заснула, имперские цари и царевичи изрядно ее все-таки усыпили.

Если кто-то посмотрит этот фильм ныне – он поймет, почему народ украинский предстал таким, а не другим в этой войне – войне за себя самого, за ценности всего человечества – против людоедских.

Дорогая Катя, рад, что вы есть, что вы будете! Поздравления Аде Николаевне, всей семье, этой семейной звездной системе, где рождаются и пылают такие волшебные и необычные люди!

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ