Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Контрапункт

19 октября, 2016 - 11:12

В центре герба Вроцлава нарисована отрубленная голова. Не стилизация, а настоящая мужская голова, с закрытыми глазами, страдальчески открытым ртом и растрепанными длинными волосами. На всех трамваях, например, есть эта композиция.

Понятно, что покровителем города считают Иоанна Крестителя, но для человека, выросшего вне контекста католицизма с его культом телесных страданий, это выглядит несколько зловеще.

Начинаешь придумывать, а кем или чем можно было бы заменить центральный символ.

Прежде всего приходит в голову гном. Сотни миниатюрных бронзовых гномов-«краснолюдков» можно найти в самых неожиданных местах, причем нет двух похожих. А породил это племя, пусть опосредствовано, Фридрих Майор — талантливый художник и уникальный человек, создав в глухие годы военного положения в начале 1980-х «Помаранчевую альтернативу», участники которой, изображая гномов, устраивали веселые антигосударственные перформансы. А в свободные времена началось нашествие уже гномов бронзовых. Красивый был бы герб.

Или вот, например, церковь святой Елизаветы в центре города. Построенная еще в Средневековье, достигала высоты 130 метров. В ХVІ веке из-за сильной бури обвалилась, но чудом никто не погиб, кроме черного (конечно, какого же еще) кота. Это животное выглядело бы весьма уместно, потому что, по сути, принесло себя в жертву, спасая людей, которые могли бы погибнуть, — во Вроцлаве тогда об этом и говорили как о чуде. Но не любят почему-то котов на гербах. Несолидно.

Или просто нарисовали бы фигуру седоусого дядюшки с деревцем в руках, которого я видел утром на автовокзале. В целом, эта фигура очень хорошо характеризовала бы Вроцлав: старый город, утопающий в зелени, вполне мог бы иметь такого покровителя.

На ум приходят все новые и новые образы и символы, угрожая сделать воображаемый герб величиной с сам Вроцлав. Пусть уже будет голова.

В конце концов, здесь так уютно и спокойно, что нужен к этой общей расслабленности какой-то контрапункт.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» Вроцлав—Киев

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ