Украина богата талантами. Но они не востребованы. Если говорить о том, покрывает ли рынок их потребности — конечно, нет. Кто-то из этих людей идет в рекламу, кто-то — в другую сферу. Раньше ехали в Россию, где их на самом деле не ждали, снимались во второсортных сериалах в ролях охранников, водителей и на большее даже не рассчитывали. Хорошо, что сейчас мы перекрыли каналы из России и наши люди могут играть в своих проектах главные партии. С одной стороны, на весах такой плодородной земли, как Украина, большое количество талантливых людей, певучих людей, людей с мелосом. С другой — нет поля для их реализации.
Эти размышления не пессимистические, потому что я оптимист. Многие люди находят другие ниши, выходят на рынок, общаются, делают постановки самостоятельно. У кого-то больше таланта и возможностей проявлять себя через соцсети и находить в этом себя.
И все же ситуация остается критической. Когда молодой человек выпускается из театрального института или консерватории, он остается один на один с миром. Творческая профессия — специфическая, она работает с такими интересными технологиями, как психология, идеология, самовыражение, самопроекция. Часто эти вещи непонятны посторонним. Когда творческий человек обществом не воспринимается, он становится незащищенным, начинает комплексовать. Сегодня молодые и творческие люди очень беззащитны.
Необходимо сдвинуть критическую ситуацию с мертвой точки. Мы решили взять этот процесс хотя бы частично в свои руки. Так возникла идея создания международного конкурса для молодых режиссеров. Он позволит запустить молодежное движение в этом направлении. Основателем Международного конкурса постановок молодых режиссеров в жанре «малые театральные постановки» — Small Theater Productions и Международного конкурса постановок молодых режиссеров в жанре «оперетта/мюзикл/опера-буф» — Musical Art Project является Киевский национальный академический театр оперетты, соорганизаторы — Киевский экспериментальный театр «Золоті ворота», Продюсерский центр OpenDoors и Государственное агентство промоции культуры Украины.
В Украине уже делали подобные проекты, например, в Одессе. И они имели успех. В Украине не созданы необходимые условия для реализации молодых людей. В то время как основная цель конкурса — открыть творческие таланты, найти молодых талантливых режиссеров. Мы организуем лабораторию, где человек, который хочет развиваться, найдет себя. Участники подают заявки, из которых Экспертный совет отбирает самые интересные и определяет режиссеров, которые будут принимать участие непосредственно в лаборатории для молодых режиссеров и покажут свои работы. Лучшие с точки зрения экспертов смогут поставить спектакли на сценах Национальной оперетты, театра «Золоті ворота» и в художественно-концертном центре им. Ивана Козловского. Здесь выигрывает и театр, потому что находит молодого режиссера, который разбирается в жанре оперетты, мюзикла и сможет сделать хорошую постановку в нашем театре. Театру оперетты интересно найти молодую кровь в музыкальной режиссуре, которая представлена в Украине, к сожалению, меньше, чем драматическая.
Я помню свой путь. Ходил, писал проект, сам продюсировал его, находил средства, и только на таких условиях со мной соглашались работать. Сегодня театры не имеют достаточно средств на свои постановки, поэтому как можно говорить о том, чтобы с улицы пришли режиссеры и ставили эксперименты?! В частности, наш театр — это большой инструмент, в котором задействованы актеры, балет, хор, оркестр, разные цеха. Кроме того, большинство театров являются репертуарными, когда спектакли на протяжении сезона идут почти каждый день, но, несмотря на такую сложность и расходы, мы понимаем, что нужно создать экспериментальный круг и давать молодым шанс. Для этого и создавался данный проект.
Часто в поисках ответа мы обращаемся к европейскому опыту. Все прогрессивное в Европе такое не потому, что у них больше идей, а потому что у них есть на это деньги. К сожалению, в сфере культуры и искусства многое зависит от денег. В Европе очень много льгот. Там работает закон о меценатстве, позволяющий меценатам поддерживать творческие лаборатории, театральные проекты, художественные акции, культурное движение. Стоит лишь обратить внимание на то, сколько людей сегодня съезжается в Польшу, даже в центр Гротовского (хотя он был создан давно и закрылся в 1984 году). Он до сих пор знаменит, потому что это было целое неформальное движение, которое поддерживали воеводства, помогали финансово. В Украине крайне мало фондов, поддерживающих искусство. Есть фонды, занимающиеся политикой, гражданским обществом, а искусством — единицы. Проблема в том, что при большом количестве творческих людей у нас не хватает таких фондов. За границей другая специфика — там очень трудно попасть в государственные театры, но есть возможность заниматься собственными проектами через разные институции. Артист имеет задумку, выигрывает под нее грант, и пока ставится этот проект, уже подает заявку на другой грант для другого проекта. Это непрерывный поток. Мастер может подавать заявки сразу на несколько грантов и выигрывать их. В Украине система грантов слабо развита. Есть лишь зарубежные культурные институции, заинтересованные в развитии и продвижении своей культуры.
Убежден, что в дальнейшем конкурс для молодых режиссеров должен стать государственной программой! Мы должны находить талантливых людей, которые будут развивать и преумножать украинскую культуру. Это наша сверхзадача. Я уверен, что любое движение, начинающееся с малого, перерастает в мощную энергию, которая объединяет и разрушает каноны, мешающие культуре развиваться.
Богдан СТРУТИНСКИЙ, народный артист Украины