Верный признак того, что наступает новый сезон и скоро осень, — это очередной скандал на тему «»ГогольFest» выставили из помещения».
Это уже не в первый и не во второй раз. Кажется, в третий. Сейчас источник возмущения — руководство многострадальной Национальной киностудии имени Довженко.
Студия — место в некотором смысле загадочное. О том, что происходит на огражденной высоким забором территории по адресу проспект Победы, 44, простые смертные знают не больше, чем герои фильма Тарковского «Сталкер» о заколдованной неизвестными силами Зоне. В нашем случае, правда, еще и никаких сталкеров нет и не предвидится. Студия понемногу идет к закономерному концу — превращению в большую разворованную и никому не нужную руину. И тут вдруг.
Собственно, Троицкий собирался провести там восьмой многожанровый фестиваль «ГогольFest». Побочными последствиями должны были стать уборка территории, оплата коммунальных услуг, основание киношколы имени Довженко. Ответ со стороны руководства студии был краткий и четкий. По словам Владислава, с него требовали 9 миллионов гривен, из которых, например, аренда засохшего озера стоила 100000, а загроможденного склада — 300000 грн. Цена за использование забитых туалетов или помещений с дырявыми потолками неизвестна.
Для человека осведомленного ничего из сказанного Троицким преувеличением не кажется. История, на самом деле, давняя. За подобный уровень сервиса студия просила в свое время не меньшие средства с западных кинопродюсеров, чем успешно их распугала. Так было и будет всегда. Потому что там, где у нас задействовано государство — некомпетентное, напомню, и коррумпированное — все делается наихудшим образом. И если в правоохранительных органах, финансах и разных управленческих структурах реформы с грехом пополам начались, то до культурной индустрии, судя по всему, они дойдут в последнюю очередь — если от самой индустрии хоть что-нибудь останется на тот счастливый момент.
Да, Троицкий — частное лицо, и «ГогольFest» — его личная инициатива, чиновникам неинтересная даже под угрозой расстрела. Однако многожанровые фестивали (тем более при участии театральных коллективов), навсегда исчезнувшие с карты столицы, могли бы составить солидный мартиролог. Вот лишь те, которые можно вспомнить с первой попытки: Киевский городской фестиваль театров-студий, Международный фестиваль искусств имени Булгакова, «Київ травневий», «Березіль». Поэтому каждый, кто занимается этим героическим, крайне необходимым и в то же время абсолютно пропащим делом, заслуживает постоянной локации и пожизненного финансирования от государства.
В этом году «ГогольFest» не пропадет: пройдет в Экспоцентре — бывшей ВДНХ. Студия Довженко продолжит догнивать, а многочисленные минкультовские чиновники и дальше будут проедать наши налоги.
Но обойдемся без третьего Майдана. Поскольку то, что страна с обнищавшей культурой обречена на поражение, какая бы мощная армия у нее ни была, очень скоро дойдет и до самых тупых.