Соцсети заполнены скандалом вокруг интернет-ресурсов «Заборона» и StopFake.
Первый опубликовал статью, автор которой, Самуил Проскуряков, пытается доказать, что ведущий англоязычного телевыпуска StopFake, гражданский активист и кинопродюсер Марк Супрун приятельствует с людьми нацистских взглядов. Выводы сделаны на основе нескольких фотографий Супрун в компании этих сомнительных деятелей. Также главного редактора Евгения Федченко обвинили в симпатиях к неонацистам, высказаны сомнения в объективности StopFake.
Наблюдательный совет ресурса уже выступил с основательным, по пунктам, опровержением, мягко говоря, странной публикации. Эта реакция выгодно отличается от того, что учудил известный блоггер Роман Скрыпин, который вместо разбора «забороновских» манипуляций тупо, по-сексистски обхамил основательницу издания Екатерину Сергацкову. Как говорится, с такими друзьями и врагов не надо.
Со Скрыпиным уже все давно ясно (так же, как и с теми, кто ведет дискуссии подобными методами). Что не отменяет вопросов к «Забороне». Например, интересная подробность: Проскуряков до недавнего времени был активным покупателем и добровольным рекламистом одежды ультраправых брендов и соответствующей символики, имеет друзей в тех кругах. От самой же «Забороны» и очень похожего на нее по редакционной политике сайта «Бабель» хотелось бы увидеть данные об их таинственных инвесторах, которые появляются и исчезают синхронно с началом и завершением очередной избирательной кампании. Или расследование о том, с кем из околокремлевских кругов дружат реальные владельцы издания страна.ua, которое повторяет разоблачения «Забороны» почти слово в слово. Бороться за правду — так до конца.
Подозреваю, что таких текстов можем и не дождаться. Потому статья «Забороны» похожа скорее на откровенную попытку компрометации StopFake, который эффективно противостоит путинской пропаганде и является официальным партнером Фейсбука в развенчивании интернет-лжи.
(Замечу в скобках: особенно возмущают глубокомысленные обобщения на основе фотографий. Меня трудно заподозрить в симпатиях как к «ватникам», так и к крайне правым, но у меня есть фото как с первыми (пусть и до того, как из них это поперло), так и со вторыми (антиправительственные протесты объединяют самых разных людей). Любой интернет-зоил может найти этот материал, и, подав под соответствующим соусом, объявить, что «День» — это «сепарская» или «фашистская» газета).
Я осознаю, что институт репутации в Украине не действует, что аномалии нашего развития принуждают к довольно экзотическим, пусть и временным союзам. Но в этом случае кажется, что изобретательный агрессор, апеллируя к европейским ценностям (на которые ему на самом деле наплевать), пытается расшатать нашу оборону против него.
И сколько у него еще подобных приемчиков и полезных идиотов в запасе, даже думать не хочется.