Во время фестиваля документального кино Docudays UA довелось посмотреть не просто интересный, но и во многом поучительный фильм — «Тренер» (режиссерка — Ольга АБРАМЧИК, США).
Олег КИРИЛОВ, герой картины — тренер команды интуитивного футбола в Беларуси. Иначе говоря, его подопечные — витебский футбольный клуб незрячих. Перед ними стоит задача поддержать статус чемпионов в национальном соревновании. Кириллов сам вырос в семье, где были люди с инвалидностью, поэтому хорошо знает, как общаться со своими игроками. Он не только наставник, но и друг для каждого из них.
Для традиционно воспитанного сознания футбол для незрячих — из разряда невозможного. Однако Ольга Абрамчик эту невозможность устраняет легко и в определенном смысле элегантно всего за 68 минут экранного времени. Труды и дни Кириллова показаны со всей возможной тщательностью: на тренировке, на матче, в раздевалке, на пикнике, на прогулке с комично крохотными собачками; а мир интуитивного футбола, с его особыми правилами, с подзвученными мячами, с криками «вой!» на поле не менее увлекателен, чем любой другой спорт. Особенно ценны введенные режиссеркой метафоры — порожденные точным монтажом, а поэтому всегда уместные. Кириллов говорит о первом выезде с подопечными в лес: «Дима был шокирован, что лес есть» — и тут же имеем кадр леса в легкой сепии, с солнцем, просвечивающим сквозь листья — с необходимой долей визуального удивления. Незрячий Влад читает рэп «пусть твоя мечта летит как птица в небесах» — в следующем эпизоде канарейка прыгает в клетке — выпуклый образ «ограниченных возможностей» (неуклюжий эвфемизм для инвалидности).
Чем дольше мы смотрим на то, как Кириллов взаимодействует с окружающей реальностью — затевает игру в крикет со случайными шри-ланкийцами, режется в пинг-понг с 10-летней девочкой, тренирует своих ребят — тем больше понимаем, что спорт для него — не призы и победы, а универсальный язык общения, позволяющий понять друг друга независимо от расы, возраста, пола, физического состояния. Это истинное воплощение кубертеновского «о спорт, ты — мир» и придает фильму Ольги Абрамчик ту глубину, которая выводит ее за чисто познавательные, публицистические рамки.
И, конечно, такого кино остро не хватает здесь, в Украине.