Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Розовая резня

11 февраля, 2022 - 09:29

Режиссерка и сценаристка «Перспективной девушки» Эмеральд Лилли Феннелл начинала как актриса. Снималась в драмах «Альберт Ноббс» (2011), «Анна Каренина» (2012), «Девушка из Дании» (2015), «Вита и Вирджиния» (2018), в сериалах «Вызов акушерки» (2013-2017) и «Корона» (2019-2020). Параллельно Феннелл писала романы и сценарии, выступила шоураннеркой второго сезона жестокой комедии «Убивая Еву», которая принесла ей две номинации на премию Primetime Emmy Award. «Перспективная девушка» - ее полнометражный режиссерский дебют. Следует добавить, что сопродюсеркой здесь выступила Марго Робби - исполнительница роли Шарон Тейт в "Однажды... в Голливуде" Квентина Тарантино и звезда феминистских проектов "Я, Тони", "Сенсация" и "Хищные птички».

Рекламный слоган «Перспективной девушки» настаивает: «Никогда месть не была такой увлекательной".

Следует уточнить: не только увлекательной, но и язвительной. И печальной тоже. Потому что месть - это могила для двоих. Так что целиком счастливого конца ждать не стоит.

Кэсси, она же Кассандра (но сейчас ее зовут иначе), молодая блондинка в коротком платье, вдрызг пьяная, едва держится на диване в ночном клубе. Ее состояние активно комментируют трое самцов вида homo sapiens. Один из них, с игрушечным именем Джерри, под активное поощрение со стороны приятелей предлагает девушке оттранспортировать ее домой. Хорошие манеры - обманка: привезя добычу к себе, заботливый рыцарь пытается ее накачать еще большим количеством алкоголя и принудить к сексу. Внезапно объект восстает из небытия с трезвыми и злыми словами: "Что. Ты. Делаешь?" Джерри перепуган насмерть. Утром героиня Маллиган возвращается домой, босиком, измазанная то ли кровью, то ли кетчупом, и молча, одним взглядом - в эти глаза лучше не смотреть - ставит на место трио хамоватых рабочих. Дома она откроет блокнот-молескин и поставит в честь Джерри палочку. Палочек много. Зачеркнутые группами по четыре. Как дни на стене тюрьмы.

Это тюрьма и есть. Наихудшая - та, что в голове. Страшнее сторожевых башен и колючей проволоки.

Кассандра, собственно - promising young woman из заголовка фильма: училась в медицинском университете «Форрест», считалась лучшей на курсе неврологии, мечтала стать врачом. А еще была у Кэсси в «Форрест» подруга Нина, которую она знала с 4 лет. Самая родная душа в мире – подруга на всю жизнь. На втором году обучения Нину напоил и изнасиловал однокурсник - в компании таких же, как он, мерзавцев, не просто смотревших, но и смеявшихся. А поскольку насильник пользовался популярностью - этакая студенческая звезда - то травить начали не его, а жертву. А деканат отказался принимать меры. Это в конце концов убило Нину, а Кассандру сломило на всю жизнь. Она покинула университет и начала мстить. Сначала - безадресно, притворяясь пьяной и ошарашивая любителей домогаться до беззащитных женщин. Постепенно все стало намного серьезнее.

Эмиральд Феннел недаром имеет награды за сценарные и писательские работы. Весь сюжет построен как игра с растущими ставками, с неожиданными переходами на все более опасные уровни. У нас сначала формируют определенные ожидания, затем эффектно их разрушают. Темп ускоряется, атмосфера мрачнеет, история практически останавливается, погруженная в благость любовной линии, затем срывается с места в карьер, шокирует развязкой, добивает финалом.  

Исполнительница главной роли  Кэри Маллиган старается как можно точнее соответствовать самым крутым поворотам. Когда надо - притворно беспомощная, когда надо - безжалостная. Может быть искренне радостной, влюбленной, улыбающейся, остроумной; или отчаявшейся, плачущей, уязвимой. Но при этом своих целей Кэсси до определенного момента достигает усилиями ума, продуманными интригами, манипуляциями страхами тех, кто провинился перед Ниной.

Любопытный и в определенном смысле загадочный компонент "Перспективной девушки" – ее визуальное решение. Феннел с помощью художника Майкла Перри погрузила героиню в крикливый гламур, в овеществленную картинку из устаревшего модного журнала. Кэсси чаще всего одевается в розовое и нежно-голубое, в какие-то пушистые свитера и платья в цветочек. Розовые номера глав, на которые делится фильм - из того же ряда. Ключевой поворот сюжета, приводящий к роковой развязке, вообще происходит в гостиной, выдержанной в тех же пастельно-розово-бежевых тонах, с херувимчиками-подсвечниками, мраморными столиками и большой фотографией собаки в золотой (!) раме.

Но зачем в триллере, движимом ненавистью, местью и насилием, сей «женственный» китч?

Для ответа нужен другой вопрос. Чему противостоит Кассандра? Миру мужского, патриархального господства. Ценности которого разделяют в том числе немало женщин. Однако Феннел показывает этот мир не только в его ужасе, но и в его смехотворности. Вышеупомянутая язвительность - интонация, преобладающая, например, в изображении целой галереи самоуверенных "альфачей", которые на поверку оказываются трусами и ничтожествами. По сути, перед нами - очень недобрая, меткая сатира. И все эти цветочки и розовые кофточки, вся эта позолота и балансирование на грани пошлости - идеальное обрамление для нее.

Столь громкая, нарочитая эстетика, соединенная с жутким сюжетом - заявление авторок проекта. Визуально-драматургический манифест. Миленькая расцвеченная коробочка с бомбой внутри. Сладкий туман над ямой с торчащей арматурой. Пушистая рукавичка на тяжелом кулаке.

Видите нас такими?

Окей.

А теперь получите. С ноги.

***

Перспективная девушка / Promising Young Woman (2020, Великобритания-США, 113`), режиссура, сценарий: Эмеральд Феннелл, оператор: Бенджамин Крацун, в ролях: Кэри Маллиган, Бо Бернем, Элисон Бри, Конни Бриттон, Альфред Молина, производство: FilmNation Entertainment, LuckyChap Entertainment.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ