Новозеландский фильм «Охота на диких людей», включенный газетой «Гардиан» в список самых недооцененных картин прошлого года, — это замечательная смесь комедии, роуд-муви и романа воспитания. Работники службы опеки привозят в приемную семью проблемного подростка-маори, хронически неспособного ужиться со взрослыми. В этот раз ситуация иная, так как хозяйка имеет в себе достаточно твердости и любви, а хозяин сам рос сиротой. Все было бы хорошо, если бы женщина внезапно не умерла, после чего государство, как правило, возвращает ребенка в сиротинец. Поэтому взрослый и малый решают броситься куда глаза глядят.
Фильм легкий, смешной и захватывающий. Актерские работы настолько полнокровные и колоритные, что веришь в самые невероятные повороты сюжета. Всегда остроумные шутки, пейзажи Аотеароа (название страны на языке маори) как роскошная декорация для приключений — все на месте.
Отдельного упоминания заслуживает отборный саундтрек: Боб Марли, Леонард Коэн, Нина Симоне. А в одном из ключевых эпизодов, когда младший герой сидит на пороге лесной хижины, наслаждаясь утром и не чувствуя зависшей угрозы, на звуковой дорожке начинает звучать... украинский «Щедрик» в исполнении детского хора.
Казалось бы, какое отношение имеет наша рождественская песенка к приключениям двух новозеландских бродяг? Но кино имеет собственные законы, и даже глазом не моргнешь, как чувствуешь, насколько уместно эти голоса звучат в кадре, подчеркивая в то же время и невинность утра, и приближение неприятности — поскольку уже перебегают за деревьями фигуры преследователей. Эту сцену «Щедрик» идеально оттеняет и ритмом, и мелодией, и настроением.
Кажется, именно такого здорового отстранения нам и недостает. Так как в действительности все наши песни, книги, танцы, музыка, кино — не мемориал, а материал для создания нового, убедительного искусства. Оно бы развивалось намного активнее, если бы стать нам хотя бы немного некими иностранцами и взглянуть на собственное культурное наследие взглядом трезвым, любознательным — и по-настоящему заинтересованным.
Только один шаг в сторону — и целый мир на ладони.