Конец февраля. Суббота. Вечер. Кельн. По улицам движется длиннейшее карнавальное шествие, которое называется «поезд привидений». Его ось — процессия наиболее ярких костюмов и ансамблей барабанщиков. Бить в барабаны нужно обязательно, потому что именно так можно отогнать злых духов и покончить, наконец, с зимой.
Вокруг — веселое безумие. Немецкие бюргеры вышли из-под контроля еще с утра четверга. Все костюмы — лихорадочное состязание в причудливости; сначала как новичок пытаешься запоминать лучшие, потом бросаешь. Гуляют семьями, орут песни, пьют прямо на улицах, в автобусах, в метро, в трамваях, но ни одного лежачего тела не найдешь, ни одной драки не увидишь; при таком количестве народа и алкоголя — просто чудо.
Эта кутерьма раздражает, пока не присоединяешься к ним, немецким гражданкам и гражданам, внезапно впавшим в детство. Не пьешь с ними, не гуляешь с ними, не танцуешь с ними.
Мы идем по вечерней улице, покачиваясь под барабаны, и постепенно приходит ощущение, что, при всей мишуре, рекламе, посторонней музыке из тротуарных пабов, здесь и сейчас в этой толпе пульсирует что-то намного более давнее, чем пабы, реклама, фонари, автомобили и трамваи, то, что делает этих людей едиными в их сумасшедшем разнообразии.
Много говорят о возвращении Украины в Европу. Что касается его путей — это разговор отдельный и долгий, а один верный признак есть. Когда пройдет по нашим улицам такой карнавал — это и будет означать, что мы вернулись домой.
А злые духи удрали к черту.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» Кельн — Киев